Особенности управленческой деятельности в общеобразовательных учебных заведениях

Важными факторами, определяющими состояние и результаты управления СНО являются нормы и критерии их оценки. Березняк Е.С. в статье "директор школы и учитель: Этика взаимоотношений" основные условия эффективной деятельности в области среднего образования. Прежде всего это следующие:

обязательна охвата всех детей школьного возраста обучением;

создание в школе и дома соответствующих условий обучения;

основательность изучения школьных дисциплин, качество знаний,

умений и навыков учащихся;

привлечение к делу обучения и воспитания ученических организаций и самоуправления, а также родительского комитета;

последовательное осуществление принципа воспитывающего и развивающего обучения;

постоянный упорная работа педагогического коллектива по повышению качества знаний учащихся;

внедрение в школе принципов научной организации труда;

крепкая трудовая дисциплина в школе;

организация системы внутри-школьного контроля, изучение системы работы учителей;

работа школы с родителями учащихся.

Система управления образованием на государственном, территориальном и внутренне школьном уровнях осталась неизменной, как и десятилетия назад. Таким образом, "несменяемости" системы управления является мощным стабилизирующим, можно даже сказать, "консервирующим" фактором. Изменения педагогического процесса, не подкрепленные организационными и управленческими действиями не приведут к реальным изменениям системы [6, 46].

Любая организация, в том числе и образовательная, на первое место в своем функционировании ставит достижение первенства в своей сфере деятельности. Ведь с изменением государственных ориентиров в образовательной системе изменились также и тенденции, которые вывели на первый план личные цели, которые можно реализовать через профессиональное признание. Также специалисты по менеджменту считают, что почвой успешности является достижение личностью цели через определенную профессиональную деятельность, а профессиональная деятельность - одна из сфер самореализации личности, где человек имеет возможность раскрыть, проявить и развить профессиональные качества. Еще одной аксиомой является положение о непосредственную зависимость результатов работы педагогических коллективов учебных заведений от управленческой деятельности руководителей. Подтверждением этого являются слова В. Сухомлинского, который отмечал, что "искусство руководства общеобразовательной школой в том, чтобы учителей начальных классов и учителей средних и старших классов объединяли единые педагогические убеждения, чтобы индивидуальное творчество, а без этого невозможен творческий коллектив, образно говоря, текла неисчерпаемыми источниками в единый поток коллективной мастерства, коллективного опыта, коллективной заботы о знаниях учеников ", поскольку именно ученик стоит в центре педагогического процесса и именно на формирование различных образовательных возможностей последнего направлена ​​система образования [73, 6].

Современными специалистами выделяются три группы закономерностей управления общеобразовательными учебными заведениями. Это закономерности, обусловленные влиянием систем более общего уровня и закономерности динамики процесса управления; социально-психологические закономерности управления.

К первой группе относят: зависимость цели, технологии управления и стиля руководства учебным заведением от социально-экономических процессов, идеологии государственного устройства на каждом конкретном историческом этапе развития общества; решающее влияние систем более общего уровня в сфере образования на характер и содержание управления подчиненных систем; адаптивность - учет в управлении наряду с общегосударственными законодательно-нормативными положениями местных региональных и муниципальных условий; сбалансированность внешних и внутренних факторов, определяющих эффективность управления общеобразовательным учреждением; подотчетность результатов управления вышестоящим просветительским и региональным органам власти.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Меню