Особенности управленческой деятельности в общеобразовательных учебных заведениях

Таким образом, особенно возрастает значение правовой культуры руководителя учебного заведения, его умение устанавливать и поддерживать необходимые взаимоотношения с подчиненными.

В этих положений хотелось бы добавить, что общая культура руководителя учебного заведения включает еще и понятие педагогической культуры, от которого произошло понятие "методическая культура"; национальной (этнической) культуры; коммуникативной (общение и речь) культуры. Для определения уровня общей личностной культуры руководителя ОУЗ, методической культуры и коммуникативной культуры мы разработали памятки, с помощью которых можно определить уровень компетенции человека, который предлагается на должность руководителя учебного заведения или руководителя, который уже работает на этой должности. Результаты таких исследований дают возможность составить индивидуальные программы совершенствования общей личностной культуры руководителя образовательного учреждения.

Уровень освещения сущности понятия "управленческой культуры" в науке недостаточно, однако, несмотря на это, даже существующие концепции зачастую противоречат друг другу. Так, ученые московской школы рассматривают управленческую культуру как меру и способ творческой самореализации личности руководителя школы в разнообразных видах управленческой деятельности, направленной на освоение, передачу и создание ценностей и технологий в управлении школой [5, 87]. Представители же харьковской школы сущность управленческой культуры видят в знании теории и процессов управления, их закономерностей, свойств, функционального содержания, видов, форм и методов управленческой деятельности [3, 11].

Управленческая культура - понятие многогранное, и рассматривать его необходимо также с многих позиций. Правомерно рассматривать управленческую культуру как знание и владение теорией рациональной организации работы аппарата управления, привития ему наиболее эффективных средств, форм и методов труда, раскрытие роли культурного элемента в нем [4, 11].

Управленческая культура - это знание и владение теорией управления как важной социальной функции - сознательного и властного, с применением новейших достижений культуры организации, воздействия как на отдельных людей, так и на всю человеческую общность, которая проводится для достижения четко определенной конкретной цели [26, 4 ]. Управленческая культура - это знание и владение теорией закономерностей комплексного, системного подхода к решению управленческих проблем. Перед ней стоит задача создать такой управленческий кругозор каждого руководителя, который способен поднять его до высот современной профессиональной культуры. Наиболее важными компонентами профессиональной культуры, или управленческой культуры, руководителя, считает проф. К. Абульханова, есть высокоразвитые: системный кругозор, профессиональное творчество, праксеологичные способности, рефлексивные способности, информационное вооружение, компетентность, самосовершенствования, конкретно-предметные знания [29, 142]. Управленческая культура руководителей именно учебных заведений имеет определенные особые характеристики и рассматривается в несколько ином контексте, учитывая определенную специфику их работы. Так, В.А. Сластенин считает, что управленческая культура людей, занятых в сфере образования является частью их профессионально-педагогической культуры [58, 35].

Традиционное представление о профессионально-педагогическую культуру связывалось в основном с выделением норм, правил педагогической деятельности, педагогической техники и мастерства. Психолого-педагогические исследования проблем педагогической культуры последних лет раскрывают ее в категориях педагогических ценностей, педагогических технологий и педагогического творчества. В таком случае компонентами управленческой культуры являются: аксиологический, технологический и личностно-творческий.

Перейти на страницу: 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Меню