Особенности управленческой деятельности в общеобразовательных учебных заведениях

Принцип гуманизации основывается на внимании к каждой личности, с которой менеджер учебно-воспитательного процесса вступает в деловое общение: к преподавателю, ученика, случайного посетителя. Человек рассматривается не как ресурс, а как конечная цель, ради которой осуществляется управленческая деятельность, и одновременно как важный фактор, от которого зависит конечный результат [42, 104]. Режим функционирования, в котором по привычке работают многочисленные учебные заведения, ведет, особенно в переходный период, в упадок. Чтобы выжить в кризисных условиях, школе нужно переходить к режиму развития.

Демократизация предполагает децентрализацию, самостоятельность образовательных учреждений, право педагогов на творческий поиск, широкие права учащихся и студентов.

Благодаря демократизации актуализируются педагогические альтернативы, облегчается бремя на бюджет, общество все шире занимается развитием образования. Однако есть и недостатки: борьба образовательных учреждений за выживание в условиях нерегулируемого рынка, вынужден педагогический эгоизм, развал единой системы непрерывного образования и образовательного пространства, коммерциализация по природе своей некоммерческой сферы общественного хозяйства [44, 14].

Принципы компетентности, гуманизации образования и демократизации управления ею помогают менеджеру учебно-воспитательного процесса разработать успешную стратегию и учебного заведения на основе проблемно-ориентированного анализа вместе с коллективом формирует план реализации изменений. Интегральная характеристика педагогического коллектива - уровень его развития (уровень зрелости) определяется как способность коллектива ставить актуальные и реалистичные общие цели, формировать структуру индивидуальных целей, интегрированных с общими целями, строить и гибко изменять структуру взаимодействий и взаимоотношений, обеспечивающих достижение поставленных целей с максимально возможной эффективностью [55, 37]. Вопрос о способности к управленческой деятельности, как и о педагогические ценности, находится в современной педагогической науке в стадии разработки.

Способности к педагогической деятельности - это ценности личности, интегрированы выражаются в естественных наклонах к работе с людьми, детьми, любви к детям и своих коллег педагогов, получение удовольствия от общения с ними.

На наш взгляд, следует согласиться с авторами которые выделяют следующие основные группы ценностей:

Организаторские. Проявляются в умении сплотить коллектив учителей, учащихся, вспомогательный персонал школы, привлечь их к труду, распределять обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному и т.д.

Дидактические. В данном случае руководитель школы должен быть учителем учителей. Он должен дать четкий и конкретный ответ на любой вопрос любого учителя, связано с процессом образования и обучения учащихся.

Перцептивные, которые проявляются в умении проникать в душевный мир каждого человека, объективно оценивать его эмоциональное состояние, выявлять особенности психики.

Коммуникативные ценности, которые проявляются в умении устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями общественных, государственных, образовательных и других учреждений и организаций.

Суггестивные ценности, которые проявляются в умении осуществлять эмоциональное воздействие на своих коллег, учеников, их родителей и др

Исследовательские ценности оказываются в умении узнавать и объективно оценивать педагогические ситуации и процессы.

Научно-познавательные ценности предполагают усвоение научных знаний в своей области [84, 11].

Многие специалисты разделяют мнение о том, что отсутствие ярко выраженных способностей может быть компенсирована развитием других важных профессиональных качеств - трудолюбия, честного и серьезного отношения к своим обязанностям, систематической и постоянной работы над собой.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Меню