Теории управления

- средний индивид предпочитает, чтобы им руководили, он избегает ответственности и более всего предпочитает собственную безопасность.

Принципы управления теории «Х»:

1) жестка авторитарная система управления;

) четкая властная иерархическая структура;

) минимальное участие рабочих в процессе принятия решений.

В России теория «Х» нашла свое воплощение в авторитарно-бюрократической системе руководства.

Основные положения теории «У»:

- контроль и угроза наказания не являются единственными средствами побуждения людей к труду. Человек сам стремиться к работе, в которой он заинтересован;

- усилия, прилагаемые индивидом в трудовом процессе, пропорциональны ожидаемому вознаграждению;

- средний индивид при соответствующей подготовке не только принимает на себя ответственность, но и стремиться к ней.

Принципы управления теории «У»:

1) свободное, более общее управление организацией;

2) децентрализация официальных полномочий;

3) меньший акцент на принуждение и контроль, больший - на индивидуальную активность и самоконтроль.

4) демократический стиль руководства;

5) более активное участие рабочих в принятии решений.

Ф. Херцберг пришел к выводу, что мотивационной силой обладает сам процесс труда, его привлекательность, создание социально-психологических условий для удовлетворения таких потребностей как потребность в самоуважении, реализации творческих потенциалов.

Использование теории «У» в практике не дает быстрых результатов, но такой тип руководства более выгоден как в социально-психологическом, так и в экономическом плане.

3.

Теория и практика японского менеджмента.

В теории и практике японского менеджмента нашли отражение японская культура и школа «человеческих отношений».

Основные принципы японского менеджмента:

- принцип наставничества;

- отношение к своей фирме как к своей семье - принцип «учи»;

- принцип взаимного обязательства фирмы и рабочих;

- группа важней отдельной личности;

- отношения между сотрудниками строится на принципах партнерства и сотрудничества, конфликты порицаются и не допускаются;

- лояльность, которая распространяется только в своей группе; с другими группами принцип конкуренции.

Профессиональная подготовка японских менеджеров состоит из двух этапов:

) специальное образование в вузе;

) обучение непосредственно в фирме по традиции «минорай» - наставничество.

Основные умения, которыми должен владеть менеджер:

- строить отношения сотрудничества, партнерства, согласия среди своих подчиненных;

- умение организовать коллективное принятие решений;

- умение быть лидером группы.

4.

Теория и практика отечественного менеджмента.

Процесс становления и развития отечественной психологии управления происходил в сложных исторических условиях. В 1920-е годы формируются первые школы управления.

В 1922 г., создается ЦИТ (Центральный институт труда) под руководством А.К. Гастева, разработавшего концепцию трудовых установок, которая включала в себя 3 направления:

- теорию трудовых движений в производственных процессах и организации рабочего места;

- методику рационального производственного обучения;

- теорию управленческих процессов.

«Технобиосоциальная» концепция Гастева имеет много общего с учением Тейлора, но отличается большим внимание к социально-психологическим, психологическим факторам.

Исключительный интерес представляют праксеологические идеи Гастева (книга «Как надо работать») и опыт разработки тренингов, направленных на формирование физических и психических способностей: наблюдательность, воли, двигательной культуры, изобразительности. Все это позволяет максимально активизировать человеческий фактор, и вместе с тем сберечь силы и здоровье работников, экономно расходуя их энергию.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5


Меню