Теории управления

1.

Развитие концептуальных основ управления в Европе.

2.

Теория и практика американского менеджмента.

3.

Теория и практика японского менеджмента.

4.

Теория и практика отечественного менеджмента.

5.

Психологические теории управления.

1.

Первые принципы управленческой деятельности и функции управления были отмечены еще в Древнем Египте и античном мире. В практике управлением деятельностью использовали планирование, организацию, контроль. Мысль об управлении государством излагал Сократ.

Толчком об оформлении современной теории менеджмента послужили три факта: истощение интенсивного пути развития; обострение конкурентной борьбы; активизация поисков повышения эффективности функционирования предприятий за счет внутренних ресурсов.

В Европе концептуальные основы научного управления были заложены М. Вебером. В книге «История хозяйства» и «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер отмечал, что в основу построения капиталистического предприятия заложена идея рационализации трудовых действий. Процесс рационализации требовал вытеснения устаревших типов управленческих действий, которые Вебер назвал иррациональными, аффективными действиями.

Деятельность иррационального капиталиста сводится к получению выгоды за счет перепродажи товара. От такой перепродажи общественное богатство не растет.

Рациональный капиталист превращает деньги из цели в средства, создает новые промышленные предприятия, новые места для граждан, способствует изобретению новых технологий. Вебер связывает появление этого капиталиста с реформацией церкви, с изменением отношения к труду как к благородному делу.

Вебер заложил основы бюрократической теории - система эффективного управления. Он утверждал, что это неизбежный и наиболее эффективный тип организации управления предприятием.

Характерные черты бюрократического управления:

- высокая степень специализации служащих, обусловленная четким распределением обязанностей, разделением труда;

- иерархическая структура власти, имеющая форму пирамиды;

- система правил и инструкций, обеспечивающих координацию действий служащих;

- отбор, назначение и расстановка кадров, основанная на квалификациях и достижениях работников;

- безличная ориентация в отношениях.

Негативные последствия бюрократической организации управления предприятием:

- угроза индивидуальной свободе работника;

- выработка не гибкого, ритуализированного поведения;

- рост в геометрической прогрессии числа бюрократов;

- увеличение уровня некомпетентности бюрократов.

Идеи Вебера о рационализации трудовых действий и бюрократизации предприятий послужили теоретической основой для разработки принципов управления и создания школы «научного менеджмента».

Основополагающими для школы административного управления были идей французского инженера А. Файоля, который считается автором первой полной теории менеджмента. Управление он определял как процесс, связанный с 4 функциями (планирование, мотивация, организация, контроль) и 14 принципами:

) дисциплина;

) вознаграждение;

) справедливость;

) корпоративный дух;

) подчинение личных интересов общим;

) разделение труда, т.е. специализация деятельности;

) полномочия и ответственность;

) единоначалие - работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника;

) единство направления деятельности;

) централизация управления;

) скалярная цепь - необходимость суббардинации руководителей;

) порядок;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5


Меню