Теории управления

) стабильность кадров;

) инициатива.

2.

Теория и практика американского менеджмента.

Основателем теории и практики американского менеджмента является американский инженер Ф. Тейлор - создатель «школы научного менеджмента».

Подходы Тейлора по интенсификации труда.

. Существует четкая взаимосвязь между производительностью труда и организационной структурой управления. Тейлор предложил функциональный тип управления, при котором подчинение осуществлялось несколькими руководителями одновременно, но при этом каждый руководитель ведал какими-то специфическими функциями.

. При рассмотрении трудовой мотивации предпочтение отдавалось организационно-техническим и социально-экономическим аспектам управления: стандартизации интересов с учетом конкретных видов работы; строгой регламентации рабочего времени; введение поточных линий и конвейера.

. Рекомендации по деловому общению:

- предоставлять каждому работнику возможность высказывать свое мнение и обсуждать его с руководителем;

- общение руководителя с подчиненными должно выливаться в обсуждение наиболее острых проблем;

- стиль контроля над подчиненными должен допускать минимум вмешательства в его деятельность;

- руководитель должен ориентироваться на выяснение того, что знает подчиненный, всегда учитывать сильные стороны, а не слабости человека.

Тейлор ввел следующие принципы организации управления:

. принцип дифференцированной ориентации;

. принцип специализации, т.е. человек должен выполнять одну определенную функцию;

. принцип материальной заинтересованности: сдельная оплата труда.

Он поставил проблему отбора и обучения профессии человека в соответствии с его качествами, способностями, ввел понятие «человеческий фактор».

Также представителями этой теории являются супруги Гилбреты, которые продолжили концепцию правильного выбора профессии, рационализацию труда за счет организации НОТ и идеи удовлетворенности рабочих свои трудом.

Г. Эмерсон разработал систему повышения производительности, систему организации труда, укрепления дисциплины, а также разработал 12 принципов организации труда.

Таким образом, были заложены научные основы организации труда на основе его интенсификации. Акцент делался на повышение индивидуальной производительности труда, на усиление надзорной и распорядительной функции организации. Рекомендации носили жестко-нормативный характер.

На основе тех идей, которые были заложены в школе «научного менеджмента» практические менеджеры считали, что условием квалифицированного руководства является соблюдение 3 правил:

) анализ процесса производства, запросов рынка, стояния рабочих;

) четкое разделение обязанностей среди подчиненных;

) проверка, контроль исполнения.

Школа «человеческих отношений» (Э. Мэйо, Ф. Ротлисберг, Д. Мак-Грегори, К. Аджирс, Р. Ликрт, П. Друкер, Ф.Херцберг).

Э. Мэйо основное внимание уделял социально-психологическим факторам повышения производительности на производстве: демократизация управления; гуманизация управления («Устраните страх, и люди будут лучше работать»).

Демократизация и гуманизация рассматривалась в качестве главных социально-психологических механизмов конструктивного преодоления, классовых противоречий и предупреждения деструктивных конфликтов в управленческом звене «руководитель - подчиненный».

Мак-Грегор и Ф. Херцберг предложили модели управления, которые были, обозначены как теория «Х» и теория «У».

Основные положения теории «Х»:

- человек по своей природе ленив, он не любит работать;

- вследствие этого большую часть людей необходимо принуждать к труду, контролировать, использовать в качестве основных рычагов управления метод «кнута и пряника»;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Меню