Организация процессов коммуникации
Существуют различные способы налаживания обратной связи в коммуникациях. Рассмотрим некоторые из них.
. В процессе коммуникации задавайте вопросы получателю. Вопросы могут быть разными:
Ä контрольные вопросы позволяют выяснить, прислушивается ли получатель к вашему сообщению, понимает ли он вас. Если выявите неприятие сообщения, придется его повторить;
Ä вопросы для ориентации устанавливают, согласен ли получатель с вашей информацией. Подтверждающие вопросы задаются, чтобы выйти на взаимопонимание по содержанию передаваемой информации;
Ä однополюсные вопросы позволяют убедиться, что получатель понимает, о чем идет речь;
Ä заключающие вопросы позволяют установить, что получатель воспринял информацию адекватно. Эти вопросы заставляют получателя пересказать воспринятую информацию.
. Обратная связь по невербальным каналам:
Ä напряженность позы;
Ä раздражение на лице;
Ä расстроенный вид;
Ä отвод глаз в сторону, жесты несогласия;
Ä интонация голоса.
. Контроль за поведением получателя после восприятия информации. Функция контроля обеспечивает эффект обратной связи в коммуникационных процессах.
Четкая организация формальных связей, правильное делегирование полномочий и мотивированное поведение людей на предприятии создают необходимые предпосылки для эффективных коммуникационных процессов. Одни элементы проектируются менеджерами и руководителями, другие определяются сложившейся культурой и кропотливым, серьезным воспитанием работников предприятия через систему мотивации.
Заключение
Коммуникации в организации представляют собой процесс обмена информацией между людьми. Люди могут использовать формальные и неформальные каналы общения.
Обязательным условием коммуникационного процесса является наличие «отправителя-передатчика» и «получателя-передатчика». Должны существовать линии общения, которые удовлетворяют лиц, находящихся на концах этих линий.
У лиц, вступающих в коммуникационный процесс, должно быть достаточное побуждение к обмену информацией.
Система коммуникации зависит от организационной структуры управления, распределения полномочий, культуры предприятия, а также современных информационных технологий.
Важную роль в создании эффективной коммуникации играют мотивация работников предприятия и обратная связь.