Проблема ценностных ориентаций управленческой деятельности в СНО

Теория Маслоу внесла исключительно важный вклад в понимание того, что лежит в основе стремления людей к действию. Руководители различных рангов стали понимать, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей.

Для того, чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации. Еще не так давно руководители могли мотивировать подчиненных почти исключительно только экономическими стимулами, поскольку поведение людей определялось, в основном, их потребностями низших уровней [124, 73].

Следует отметить, что с развитием экономических отношений и совершенствованием управления значительная роль в теории ценностных ориентаций отводится потребностям более высоких. Представителем этой теории считается Дэвид Мак Клелланд. Согласно его утверждению структура ценностей высшего сводится к трем факторам: стремлению к успеху, стремлению к власти, к признанию. При таком утверждении успех расценивается не как похвала или признание со стороны коллег, как личные достижения в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии сложных и нести за них персональную ответственность.

Стремление к власти должно не только говорить о честолюбии, но и показывать умение человека успешно работать на различна управления в организациях, стремление к признанию - его способность быть неформальным лидером, иметь свое собственное мнение и уметь убеждать окружающих в его правильности. Ценность власти выражается как желание воздействовать на других людей. В рамках иерархической структуры Маслоу ценность власти попадает куда-то между потребностями в уважении и самовыражении. Люди с ценностной ориентацией к власти чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные люди, не боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать первоначальные позиции.

Управление очень часто привлекает людей с потребностью власти, поскольку оно дает много возможностей проявить и реализовать ее [78, 211]. Анализируя различные возможные способы удовлетворения потребности власти, Мак-Клелланд отмечает: "Тех людей, у которых наивысшей является потребность власти и отсутствует склонность к авантюризму или тирании, основной ценностью является потребность к проявлению своего влияния, надо заблаговременно готовить к занятию высших руководящих должностей ». [73, 8].

Потребность успеха также находится где-то посередине между потребностью в уважении и потребностью в самовыражении. Эта потребность удовлетворяется не провозглашением успеха этого человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения.

Люди с высокоразвитой потребностью успеха рискуют умеренно, любят ситуации, в которых они могут взять на себя личную ответственность за поиск решения проблемы и хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно.

Фредерик Герцберг создал модель двухфакторной, которая показывает удовлетворенность работой. Эта теория появилась в связи с необходимостью выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека, растет.

Первая группа факторов (санитарные факторы: политика компании и управления; надзор; отношения с начальством, равными и подчиненными, условия труда; зарплата; личную жизнь; статус, охрана.) Связана с самовыражением личности, ее внутренними потребностями. также с окружающей средой в которой осуществляется сама работа. Вторая группа факторов ценностной ориентации (успех, признание, престиж, продвижение, рост) связана с характером и сущностью самой ценностной действия. Руководитель здесь должен помнить о необходимости обобщения содержательной части [71, 56].

Второй подход к ценностной ориентации базируется на процессуальных теориях. Здесь речь идет о распределении усилий работников и выборе определенного вида поведения для достижения конкретных целей. К таким теориям относятся: теория ожиданий, или модель мотивации по В. Врум, теория справедливости и теория или модель Портера - Лоулера.

Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера. Эта теория построена на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости. Суть ее в том, что введены соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами. Л. Портер и Э. Лоулер ввели три переменные, которые влияют на размер вознаграждения: усилия, личностные качества человека и его способности и осознание своей роли, затраченные в процессе труда. Элементы теории ожидания здесь проявляются в том, что работник оценивает вознаграждение в соответствии с усилий затрачивают, и верит в то, что эта награда будет тем, что адекватно затрачивает им усилиям. Элементы теории справедливости проявляются в том, что люди имеют собственное суждение по поводу правильности или неправильности вознаграждения по сравнению с другими сотрудниками и соответственно и степень удовлетворения. Отсюда важный вывод о том, что именно результаты труда являются причиной удовлетворения сотрудника, не наоборот. Согласно такой теории результативность должна неукоснительно повышаться [117, 13].

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7


Меню