Психологические основы управления персоналом

1. Основные направления кадровой политики в организации. Проблема привлечения персонала.

2. Формирование требований к кандидату. Проблема адаптации персонала в организации.

3. Методы оценки и аттестации персонала.

.

Основные направления кадровой политики в организации. Проблема привлечения персонала.

Кадровая политика организации -

генеральное направление кадровой работы, совокупность принципов, методов, форм организационного механизма по выработке целей и задач, направленных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала; на создание квалифицированного и высокопроизводственного сплоченного коллектива, способного своевременно реагировать на постоянно меняющиеся условия рынка с учетом стратегии развития организации.

Направления кадровой политики:

1) Управление персоналом организации. Принципы: принцип одинаковой необходимости достижения индивидуальных и организационных целей.

) Подбор и расстановка персонала. Принципы:

- принцип соответствия, предполагает необходимость соответствия объема знаний полномочиям, ответственности, возможностям человека;

- принцип профессиональной компетенции определяет необходимость наличия уровня знаний соответствующего требованиям должности;

- принцип практических достижений определяет наличие определенного уровня опыта;

- принцип индивидуальности предполагает наличие индивидуальных качеств работника, черт характера для выполнения работы.

) Формирование и подготовка резерва для выдвижения на руководящие должности. Принципы:

- принцип конкурентности - отбор кандидатов на конкурсной основе;

- принцип ротаций определяет необходимость планомерной смены должности по вертикали и по горизонтали;

- принцип индивидуальной подготовки определяет необходимость подготовки резерва на конкретную должность по индивидуальной программе;

) Оценка и аттестация персонала. Принципы:

- отбор показателей оценки определяет необходимость составления системы показателей, включающих в себя: цель оценок, критерии и частоту оценок:

- принцип оценки выполнения заданий определяет необходимость оценки результатов деятельности по выбранным критериям.

) Развитие персонала. Принципы:

- принцип повышения квалификации определяет необходимость периодического обучения персонала в соответствии с индивидуальной стратегией развития сотрудников;

- принцип самовыражения определяет наличие самостоятельности;

- принцип саморазвития определяет необходимость развития при наличии способностей.

) Мотивация и стимулирование персонала. Принципы:

- соответствие оплаты труда объема и сложности выполняемой работой;

- принцип соразмерного сочетания стимулов и санкций определяет необходимость наличия обязанностей и показателей;

- принцип мотивации определяет необходимость установления побудителей факторов, влияющих на индивидуальное стремление выполнения поставленных задач.

Существует несколько оснований для выделения типов кадровой политики:

. Уровень осознанности тех правил и норм, которые лежат в основе кадровых мероприятий и непосредственного влияния управленческого аппарата на кадровую ситуацию:

- пассивная;

- реактивная;

- превентивная;

- активное: рациональная и авантюристическая.

. Принципиальная ориентация на собственной или внешний персонал, степень открытости по отношению к внешней среде:

- открытая;

- закрытая.

Направления кадровой политики должны соотноситься с основными кадровыми процессами в организации, которые отражают этапы продвижения работника в организации:

) процесс привлечения и найма персонала (рекрутирование);

) организационное обеспечение функционирования персонала (рациональная расстановка персонала, исходя из уровня квалификации на основе эффективного использования возможностей каждого ребенка);

) формирование резерва корпуса руководителей;

) внутриорганизационное движение кадров;

) завершение карьеры, т.е. обеспечение оптимальных условий выхода человека из организации.

Привлечение персонала -

все мероприятия организации, направленные на поиск персонала, создание привлекательного образа организации, разработку технологий и каналов поиска, анализ рынка труда; анализ кадровой политики конкурентов при необходимости.

Отбор персонала -

мероприятия и действия, направленные на выявление из числа кандидатов тех, кто в наибольшей степени соответствует заявленной вакансии.

Методы набора кадров могут быть активными и пассивными.

К активным методам прибегают тогда, когда спрос на высококвалифицированных работников превышает предложение на рынке труда. Это вербовка кадров, т.е. наладив контакт с теми, кто представляет интерес для организации; центры занятости; специализированные кадровые агентства по подбору персонала; обращение в институты и другие учебные заведения; объявления в С.М.И.; подбор с помощью сотрудников; проведение презентаций; участие в ярмарках вакансий, праздников, фестивалей по подбору кадров; использование С.М.И. (заказ статьи об организации и преимуществах работы в ней); поиск внутри организации - это направление удовлетворяет потребности работников в кадровом росте, способствует сохранению стабильного состава организации, быстрому заполнению вакансий, нет необходимости для дополнительных затрат для адаптации персонала в организации. Предпочтения внешних работников: появление новых идей в организации, более широкие возможности выбора кандидатов; а к недостаткам относятся: риск неизвестности нового человека, его личных и профессиональных качеств, необходим дополнительный период адаптации.

Перейти на страницу: 1 2 3


Меню