Социально-психологические аспекты управленческой деятельности

1. Трудовой коллектив как социальная группа и как объект управления. Развитие трудового коллектива.

2. Понятие «социально-психологический климат».

3. Факторы формирования социально-психологического климата.

4. Показатель социально-психологического климата и его диагностика.

5. Пути регуляции социально-психологического климата.

.

Трудовой коллектив как социальная группа и как объект управления. Развитие трудового коллектива.

Трудовой коллектив как социальная группа - совокупность людей определенным образом взаимодействующих друг с другом, занятых общим делом, осознающих свою принадлежность к данной социальной группе и считается ее членами с точки зрения других людей.

Уровни развития группы по Л.И. Уланскому:

1) Конгломерат - группа раннее незнакомых людей, оказавшихся в одно и то же время на данной территории. Общая деятельность отсутствует, общение поверхностное и ситуативное.

) Номинальная группа - группа людей собравшихся вместе и получивших наименование. Это кратковременный этап группообразования. Основное занятие номинальной группы - общение, знакомство друг с другом, с условиями совместной деятельности.

3) Ассоциация - группа людей, объединенных совместной деятельностью и характеризующаяся высоким уровнем интегрированности в сфере эмоциональных отношений. Происходит развитие неформальной структуры, на уровне симпатий и антипатий формируется лидерство.

) Кооперация - группа активно взаимодействующих людей, добивается определенного результата в совместной деятельности. Это группа сотрудников.

5) Группа - автономия, характеризуется высоким уровнем интегрированности в сфере эмоциональных отношений. Это обособленная группа людей, работающих для достижения общих целей и получающих не только материальный результат совместной деятельности, но и удовлетворения от участия в ней. Это группа соратников.

6) Далее группа развивается по двум направлениям:

- коллектив - группа людей, осуществляемая совместную деятельность на основе гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей, интересов, ценностей;

- корпорация - группа, которая характеризуется гипер - автономией, замкнутостью, закрытостью, изолированностью от других групп. Эта группа начинает удовлетворять свои потребности и интересы любой ценой: и за счет интересов членов своей группы и за счет интересов других групп, за счет общественных организаций (преступные кооперации).

Появление социально-психологического коллектива необходимо группе при решении трудных задач, в конфликтных и стрессовых условиях. Но если постоянно поддерживать высокое напряжение жизнедеятельности группы, то моральные и физические силы ее членов иссякнут. Поэтому, справившись с трудностью, коллектив может перейти на более спокойный, работоспособный, стабильный уровень - уровень автономии и кооперации.

Коллектив - группа единомышленников.

Трудовой коллектив как объект управления - организованное объединение людей, направленных на достижение общественно-значимых целей на производстве.

Этапы развития трудового коллектива:

1) Подготовительный состоит в создании необходимых материально-технических и организационных предпосылок, предшествующих фактическому рождению коллектива Т.е. на этом этапе осуществляется стратегическое планирование, в соответствии с которым осуществляются капитальные вложения, принимается персонал, уточняются должностные обязанности.

) Организационный. На этом этапе номинальная группа должна перейти на уровень группа - ассоциация. Необходимо оптимизировать условия нормального существования коллектива, разработать систему наказаний и поощрений, сформировать то, что называется «социально-психологический климат».

) Этап стабильной жизнедеятельности. На этом этапе коллектив функционирует как группа сотрудников - группа кооперация, группа автономия, как коллектив - группа единомышленников.

Существует набор мероприятий, с помощью которых можно добиться повышения уровня трудового коллектива:

1) Мероприятия по профессиональной и социально-психологической адаптации новичков. В некоторых организациях предпринимают быстрый ввод новичка в деятельность по принципу: «справишься - наш работник, нет - уволим», т.е. мероприятия по профессиональной адаптации отсутствуют; но стратегически более правильным является другой способ адаптации - с помощью наставничества или ментерства, менторинга. Ментор - более опытный сотрудник, обладающий навыками эффективной работы, заслуживающий доверие новичка и способный оказать помощь в первичной адаптации профессиональной и социально-психологической, которые предполагают усвоение ценностей, норм, традиций и культуры компании.

Перейти на страницу: 1 2 3


Меню