Межличностные коммуникации в организации

) Вертикальная и горизонтальная коммуникация (в связи с направленностью информационных потоков). Горизонтальная коммуникация характеризует взаимодействие между равными по служебному положению и статусу работниками. Вертикальная коммуникация - характеризует взаимодействие между работниками и группами работников, находящихся на разных уровнях иерархии. Горизонтальные информационные потоки чаще всего имеют неформальный характер общения, являются самыми эффективными с коммуникативной точки зрения.

Вертикальные информационные потоки могут быть нисходящими (от руководства к работникам) и восходящими (от нижестоящих к вышестоящим сотрудникам).

Нисходящие вертикальные потоки могут быть формальными и неформальными, их эффективность определяется следующим: чем больше передаточных звеньев переходит нисходящая информация, тем она более искажается. Каждое передаточное звено забирает около 50% информации.

Факторы, влияющие на искажение информации:

- сознательное и бессознательное искажение информации человеком в зависимости от ее субъектной значимости и оценки;

- социально-демографические особенности персонала организации;

- наличие функциональных, должностных и прочих фильтров;

- феномен испорченного телефона;

- коммуникативная некомпетентность управляющего персонала;

- особенности социально-психологического климата организации;

- отсутствие контроля над качеством поступающей информации.

Восходящие вертикальные потоки редко бывают неформальными, исходящими искажение могут достигать 90%, вследствие того, что информация меньше всего анализируется.

Для улучшения восходящих потоков информации используют:

) систему действий, обозначенных термином «политика открытых дверей»;

) систему действий, называемую «выведением управления за пределы кабинета» - управление путем обхода рабочих мест.

Большую роль эффективной организации коммуникации играет коммуникативная культура руководителя как совокупность коммуникативных умений и навыков.

К основным коммуникативным умениям руководителя относятся:

- умение провести деловую беседу (эффективный диалог);

- умение провести совещание;

- умение вести переговоры.

Навыки, приемы общения, которыми должен обладать руководитель:

- прием, установление контакта (приветствие, улыбка);

- прием поддержания контакта;

- прием устранения коммуникативных барьеров;

- прием эффективного слушания;

- прием составления и постановки вопросов перед собеседником;

- прием убеждения;

- приемы завершения контакта;

- приемы противодействия манипулирования.

3.

Диалог как актуальное коммуникативное взаимодействие.

Все коммуникативные взаимодействия в организации делят на четыре группы:

) коммуникативный акт;

) диалог;

) парциальное взаимодействие, взаимоотношения как совокупность всех составляющих актов диалога;

) полное взаимодействие взаимоотношений.

Основным методом стоящих перед людьми проблем средствами коммуникации является диалог,

представляющий собой совокупность коммуникативных собеседников.

Диалог используется при ведении переговоров, дискуссий, при желании понять собеседника, при необходимости скорректировать поведение другого человека с целью воздействовать на состояние.

Для того чтобы диалог был эффективным используют поэтапную стратегию ведения диалога:

. Подготовительная фаза диалога. Цель: составить общий план предстоящего разговора, продумать весь диапазон решений. Следует продумать свои мотивы поведения, а также цели, мотивы и коммуникативные особенности собеседника, подбирать аргументы, факты, определять логику документов с учетом интересов, состояния отношения собеседника (ИСО); продумать какие контраргументы может привести собеседник; найти область пересечения своих ИСО с ИСО собеседника; заранее продумать компромиссы, составить общий план разговора, предусмотрев техники коммуникации.

Перейти на страницу: 1 2 3 4


Меню