Основные подходы к механизму и методам управления собственным капиталом

В последнее время все больше российских компаний направлены на управление собственной стоимостью или стоимостью акционерного капитала.

Это связано с тем, что негативные последствия неудовлетворительного финансового управления стоимостью капитала могут проявляться как чисто финансовые потери, утраты и упущенные возможности, так и в виде ослабления качества бизнеса в целом.

Например, сигналом будущих значительных финансовых затруднений являются: неправильная реинвестиционная политика, невнимание к акционерам (нарушение их прав, невыплата дивидендов), использование новых источников финансирования на относительно невыгодных условиях и пр.

Параллельно с фиксацией потерь прибылей, незаработанных денег, снижения ликвидности как предпосылок финансового кризиса предприятие сталкивается с более серьезными общекорпоративными проблемами. Главная из них - это снижение инвестиционной привлекательности компании в глазах потенциальных отечественных и иностранных партнеров как реакция на неудовлетворительный финансовый менеджмент. А без инвестиций невозможно реализовать стратегию роста как ведущую долговременную цель.

Для того, что бы понять механизм управления собственных капиталом компании для повышения его прибавочной стоимости необходимо рассмотреть структуру собственных ресурсов организации.

Собственные ресурсы организации представляют собой капитал и приравненные к нему статьи.

Рисунок 3. Структура собственных средств коммерческой организации

Повышая прибыль организации, мы получаем эффективность финансово-хозяйственной деятельности. Однако дальнейшее распределение прибыли в соответствии с уставом может протекать по разным направлениям, среди которых наиболее перспективным с позиции добавленной стоимости является направление нераспределенной прибыли в уставный капитал и добавочный капитал.

Ведущими западными фирмами в области управленческого консалтинга активно используются на практике и развиваются методы менеджмента, которые среди важнейших критериев успешности управленческой деятельности на разных ее уровнях рассматривают достижение возможно большей рыночной добавленной стоимости предприятия или его отдельных подразделений. Указанный подход получил название менеджмента, основанного на управлении стоимостью, или VBM -менеджмента (VBM - Value Based Management) [16, с.324].

Несмотря на то, что неотъемлемой составной частью VBM-подхода является измерение стоимости компании, он принципиально отличается от традиционных методов оценки бизнеса, представленных на рисунке 4.

В основе VBM лежит управление на основе интегрированного финансового показателя - стоимости компании. Такой подход появился не на ровном месте. Эволюция финансовых показателей представлена на рисунке 5.

Рисунок 4. Методы оценки бизнеса

Изменение подходов к оценке управления на основе стоимости

20-е годы

70-е годы

80-е годы

90-е годы

Модель Дюпона

EPS - прибыль на акцию

Отношение рыночной стоимости к балансовой стоимости

EVA -экономическая добавленная стоимость

Цена / стоимость собственного капитала

ROE - отдачи собственного капитала

CFROI - доходности инвестиций на основе потока денежных средств

ROI - дохода от инвестированного капитала

RONA - доходности чистых активов

CVA - добавленной стоимости потока денежных средств

Денежные потоки

Показатели могут отражать не интересы владельцев (акционеров), а менеджеров

max акционерного капитала, менеджмент основанный на управлении стоимости

Перейти на страницу: 1 2


Меню