Коммуникации и их значение в системе управления

Принцип многообразия коммуникативного воздействия проявляется в том, чтобы использовать разнообразные средства, подбирая их с конкретной целью для общения с данным партнером. В качестве таких средств коммуникации могут выступать следующие: вербальные средства; невербальные средства.

Используя все многообразные средства, можно воздействовать на партнера с помощью приемов убеждения, внушения и подражания. Выбор тех или иных способов воздействия зависит от индивидуальных особенностей партнера (его восприятия, темперамента, характера, направленности личности). [19, с.10]

Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации (рис.1.2.). Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно "перевести" сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы.

Рис 1.2 Элементы вербальное общение

Речевая сторона коммуникации имеет сложную многоярусную структуру и выступает в различных стилистических разновидностях (различные стили и жанры, разговорный и литературный язык, диалекты). Профессиональное владение речью являлось и является важной составной частью успеха многих профессиональных поприщ. В структуру речевого общения входят [10, с.302]:

· значение и смысл слов, фраз. Важную роль играют точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации;

· речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), дикция речи.

· выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении (смех, плач, шепот, вздохи и др.); разделительные звуки - кашель; нулевые звуки- паузы, а также звуки назализации - "хм-хм", "э-э-э " и др.

Эмоции и чувства мы легко передаем без слов. Без слов мы можем попросить исполнить несложные действия, например, подозвать кого-нибудь. Передача же сложной информации, равно как и выполнение совместной непростой работы требует общение при помощи слов.

Необходимо видеть различие между текстом и вербальной коммуникацией. Текст обладает своей собственной структурой, отличающейся от других. Вербальная же коммуникация воздействует на аудиторию не только содержательной частью сообщения, но и в иных плоскостях (тембр, громкость, тональность, физические особенности и т.д.).

Невербальная общение - наиболее древняя и базисная форма коммуникации. Это средства, которые могут сопровождать речь, а могут и употребляться отдельно от вербальных средств (рис 1.3.). Невербальные знаки могут быть разделены на две основные группы: язык тела и паралингвистические средства, одежда и украшения.

Рис 1. 3 Элементы невербального общения

Невербальные средства общения изучают следующие науки:

1. Кинестика - изучает проявления человеческих чувств и эмоций: мимику - движение мышц лица, жестику - жестовые движения отдельных частей тела, пантомимику - моторику всего тела (позы, осанку, поклоны, походку).

2. Такестика - прикосновения в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, касания, поглаживания и прочее.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Меню