Коммуникации и их значение в системе управления

Производственные отношения представляют собой совокупность трудовых, стоимостных и имущественных отношений.

Социально-трудовые отношения как совокупность взаимодействий работников как непосредственных, так и опосредствованных, в коллективном трудовом процессе складываются в процессе живого труда, непосредственной деятельности работников, формирования и изменения, социальных отношении между ними. Отношения между участниками трудового процесса воссоздаются и воспроизводятся благодаря трудовому поведению работников, их поступкам, совершаемым под воздействием потребностей, интересов, ценностных ориентации, трудовой ситуации.

Социально-трудовые отношения невозможны без общения субъектов этих отношений. Общение выступает и как условие, и как элемент коллективной трудовой деятельности. Оно заключается в восприятии общающимися друг друга, в приеме и передаче информации и координации действий участников трудового процесса. Различают три стороны общения: перцептивную (восприятие работниками друг друга и установление взаимопонимания), коммуникативную (обмен производственной информацией) и интерактивную (обмен действиями, организация взаимодействия между работниками).

Невозможно переоценить важность коммуникации в функционировании системы управления. Коммуникативная практика современного менеджера расширяется с каждым годом. Управленцы, желающие оставаться на гребне волны, должны поспевать за требованиями рынка. Новые сферы деловых коммуникаций - компьютер, Интернет, телеконференции, технологии PR, вклад которых в достижение общего успеха становится все более значимым.

Термин "коммуникация" происходит от латинского "communis", означающего "общее": передающий информацию пытается установить "общность" с получающим информацию. Отсюда она может быть определена как передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов. На обыденном уровне коммуникацию определяют как передачу информации от человека к человеку [6,с.422]. В менеджменте - это обмен информацией между людьми, на основе которого руководитель получает информацию, необходимую для принятия решений, и доводит принятие решения до работников организации[2,с.127].

Существует множество толкований термина «коммуникация». Наиболее интересным представляется подход У. Шрамма: «Коммуникация (по крайней мере, человеческая коммуникация) - это то, что делают люди. Сама по себе коммуникация - это нонсенс. В коммуникации нет никакого смысла, за исключением того, который вкладывают в него люди. Таким образом, когда специалист изучает коммуникации, он, по сути, изучает людей, общающихся друг с другом и со своими группами, организациями и сообществами, влияющих друг на друга, испытывающих влияние со стороны других, информирующих и получающих информацию, обучающих и обучаемых, развлекающих и развлекаемых другими - посредством определенных знаков, которые существуют отдельно от каждого из них. Чтобы понять процесс человеческой коммуникации, необходимо понять, как люди связаны друг с другом» [7, c.152].

Человек ведет себя по-разному в зависимости от его конкретного положения и окружающей атмосферы: находится ли он один, общается с кем-либо с глазу на глаз, живет ли жизнью компании своих друзей, трудового коллектива, или же он - часть толпы, массы. Очевидно, в каждом случае присутствуют особые виды коммуникации.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6


Меню