Перспективы развития российской системы управления

Почему же современные предприятия не способны создать конкурентную среду, способную поддерживать эффективное производство и сбыт?

С одной стороны рыночные реформы раскрепостили предприятия, с другой предшествующие десятилетия нанесло по системе управления большинства предприятий серьезный удар.

Глубинные причины неудовлетворительного положения дел все же нельзя свести к банальному наследию прошлого и потому они не исчезнут сами собой, и предприятия по прежнему не смогут обеспечивать общество необходимыми ресурсами и условиями для создания достаточно высокого уровня жизни населения. Обобщая современную российскую практику можно выделит три такие причины

Первая из них лежит в области идеологии. На протяжении столетий мотором русской модели управления был завышенный уровень национально-государственных амбиций, без них система работает в полсилы. Фирма не может и не должна работать ради величия государства, у нее должны быть свои задачи. Однако традиции русского менеджмента осуждают завышенные групповые и индивидуальные притязания, требуют их подчинения общегосударственным и общенародным интересам /№ 18, стр. 327/.

Не случайно нынешние российские финансово-промышленные империи чтобы легитимизировать свои притязания вынуждены маскировать из по государственные цели, как это делает «Газпром». Фирмы, масштаб которых не позволяет «косить под государство» работают в духе русского менталитета: платят черным налом и уводят свою заначку в оффшор. Об экономическом подъеме в таких условиях говорить не приходится.

Общественному сознанию предстоит проделать сложную внутреннюю работу, чтобы «переселить» национальные амбиции на уровень кластеров. Фирмам в свою очередь необходимо выработать свои собственные амбиции и чем выше они буду, тем более высоких результатов предприятие сможет достичь в своей деятельности.

Вторя причина неэффективной работы кластеров заключается в незавершенном, переходном состоянии государственного аппарата. Государство уже перестало осуществлять традиционные для России функции прямого администрирования, распределения ресурсов, контроля за ценами, но еще не приступило к выполнению своих новых обязанностей, необходимых для обеспечения равных правил игры хозяйствующих субъектов, сохранения единого правового, политического и идеологического поля в интересах независимых от государства кластерных единиц /№ 18, с. 328/.

В данном случае возникает следующая проблема - государственная власть в лице государственных чиновников не желает отказываться от привилегии принятия управленческих решений. И в нашей стране предприятия работают лишь настолько - насколько они выгодны для власти соответствующего уровня: малые предприятия - органам местного самоуправления, средние и крупные - органам государственной власти субъектов, финансово-промышленные группы - федеральным органам власти.

Третья проблема - формирующийся класс предпринимателей, менеджеров и руководителей кластерных единиц - предприятий по своим социальным характеристикам не пригоден для той роли, которую возлагает на них ключевое положение кластеров в системе управления. У одних недостаточно образования, у вторых - нравственно-социальных характеристик, у третьих - недостаточно «коммерческой жилки» /№ 18, 331/.

Остановимся на этой проблеме подробней в следующем пункте.

Перейти на страницу: 1 2 


Меню