Перспективы развития российской системы управления

Традиционный для Росси путь преодоления отставания - проведение модернизации по западным образцам с помощью государственной мобилизации ресурсов общества и перераспределения из на решающие направления в нынешних условиях не срабатывают. Основной причинно этого является сложное устройство современного общества /№ 18, с. 318/.

Наиболее вероятной перспективой русской модели управления являются три варианта ее дальнейшего развития: отомрет в следствии невозможности функционировать, изменится подражая зарубежным образцам и будет далее развиваться по пути усложнения в условиях русского менталитета. Первая из названных перспектив кажется нам менее вероятной, поскольку формировавшаяся столь длительный период времен система управления в Росси просто не может исчезнуть в одночасье. Второй вариант вполне возможен, и поддерживается многими, но простой перенос зарубежных методов и приемов, но не вполне допустим. Поскольку мировая практика показывает что голое копирование даже самых лучших идей и концепций прекрасно функционирующих в одних странах в другие, с иным государственным устройством, общественным мнениям, исторически сложившимися традициями не приводит ни к чему хорошему /№ 19, с. 116/.

Поэтому наиболее интересен третий вариант развития российской модели управления. При этом основными, не всегда положительными, чертами российской модели управления можно назвать:

дуализм, выражающийся в эффективности работы и негативности результатов управленческий решений. Каждый из нас едва ли не с пеленок знает что у власти стоят некомпетентные управленцы и в то же время в России удается добиться небывалых успехов;

уравниловка, доставшаяся нам с советских времен система общего уравнения действует и по сей день. Зачастую оплата никак не соотносится с затраченными усилиями и достигнутым результатом.

«заначка» - традиция русских людей накапливать и скрывать часть своих доходов действует и на уровне предприятий /№ 18, 92, 114/.

Возникает вопрос, кто или что будет основой новой модели: государство, предприятия или население?

Нынешняя система развития нашего общества не позволяет надеяться, что каждый отдельный гражданин «созрел» для самостоятельного взаимодействия с коллегами и конкурентами. Крики на площади о свободе и независимости, еще ни приводят к созданию социально зрелых и экономически развитых индивидов.

Отечественная хозяйственна практика свидетельствует о неприемлемости индивидуальных концепций управления в наших условиях. Ветхозаветная эпоха, когда связать общество воедино могла лишь государственная машина и государственная идеология для России закончилась. Но эпоха суверенных и независимых граждан, самостоятельно строящих хозяйственные, социальные и политические структуры, диктующих свою волю государству и предприятиями еще не достигнута.

Кроме того, характер основных элементов русской модели управления затрудняет ее функционирование в условиях господства индивида. Что может мобилизовать отдельно взятый человек? Часть своего дохода и своего времени. Как он сможет распределить эти ресурсы на решающие направления деятельности? Сам по себе он в состоянии только отложить что-то на «черный день», потратиться на второе образование. Но как он в сможет принять оптимальное решение о том. Куда вложить сбережения, по какой специальности и где получать второе образование.

Русская модель управления не обладает механизмами способными транслировать индивидуальные экономические импульсы на макроуровень. Русские, чтобы с кем-то конкурировать, сначала должны объединиться в кластерные структуры. В русской модели управления как в старинной деревенской забаве дерутся не «один на один», а «стенка на стенку». Говоря в целом главные механизмы русской модели управления не являются орудиями индивидуального пользования. Они работают лишь начиная с уровня организаций /№ 18, с.322/.

Государство уже не «склеивает» разрозненное общество, но и граждане не способны принять на себя основные функции управления. Следовательно эти функции придется осуществлять промежуточному звену - все тем же кластерным структурам.

Самыми массовыми формами кластерных единиц в настоящий момент являются предприятия. В стране худо-бедно функционируют основные институты рыночной экономики и правового демократического государства, предприятия самостоятельно занимаются производство и оказанием услуг, финансируют и инвертируют, определяют рынки сбыта и направления использовании прибыли.

Многочисленные дефекты несовершенного рынка и беспомощность государственного аппарата в их ликвидации объясняются в первую очередь пережитками советского и досоветского прошлого. Однако степень конкурентности хозяйственных отношений, влияние эффективности производства и управления на финансово-политическое положение предприятий пока невелики, но неуклонно усиливаются /№ 5, стр. 387/.

Перейти на страницу: 1 2


Меню