Межличностное общение в управлении

Основными механизмами восприятия являются:

1. Идентификация - это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление ему. Этот механизм реализуется в двух направлениях: рациональном и эмоциональном (через эмпатию).

2. Эмпатия - стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого.

. Стереотипизация - это классификация форм поведения и их интерпретация путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, социальным стереотипам.

. Рефлексия - осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

. Обратная связь - это получение индивидом информации о том, какое воздействие он оказал на другого человека, и корректировка на этой основе дальнейшей стратегии общения.

Чтобы обеспечить прогнозирование ситуации межличностного восприятия, необходимо принять в расчет различные «эффекты», возникающих при восприятии людьми друг друга. Более всего исследованы три таких «эффекта»: эффект ореола («галоэффект»), эффект новизны и первичности, а также эффект, или явление, стереотипизации.

. Эффект ореола - распространение общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и личностных качеств. Информация, получаемая о человеке, накладывается на тот его образ, который был уже создан ранее. Этот образ и выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола выступает в двух формах:

а) позитивная оценочная пристрастность - ореол положительный. Означает, что если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то далее все его поведение, черты и поступки начинают оцениваться в положительную, сторону, выделяются и преувеличиваются только положительные моменты, а негативные либо недооцениваются, либо не замечаются;

б) негативная оценочная пристрастность - ореол отрицательный. Означает, что если общее первое впечатление о человеке оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки позднее либо не замечаются, либо недооцениваются.

2. Эффект первичности означает важность определенного порядка поступления информации о человеке для формирования представления о нем. При этом эффект первичности срабатывает тогда, когда воспринимается незнакомый человек.

Эффект новизны в ситуациях восприятия знакомого человека заключается в том, что последняя, т.е. более новая информация оказывается и самой значимой.

. Эффект стереотипизации отражает тенденцию формировать некий устойчивый образ какого-либо явления или человека. Этим устойчивым образом пользуются как клише, шаблоном при восприятии одного человека другим. Обычно стереотип возникает на основе достаточно скудного прошлого опыта, при стремлении делать выводы на базе ограниченной информации. Иначе говоря, проявляется тенденция извлекать смысл из предшествующего опыта и строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не обращая внимания на его ограниченность. Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, скажем, к определенной профессии. Тогда ярко выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякому ее представителю. Стереотипизация значительно упрощает процесс познания другого человека. С другой стороны, стереотипизация приводит к возникновению предубеждения, тогда она может нанести серьезный ущерб не только общению людей, но и их взаимоотношениям.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Меню