Межличностное общение в управлении

. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, "пускание пыли в глаза", обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.

. Коммуникация - процесс двустороннего обмена информацией, ведущий ко взаимному пониманию. Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

Каждый акт общения предполагает, помимо наличия его участников, определенную цель общения, нормы общения, ситуацию, в которой происходит общение. И каждый акт общения - это цепь взаимосвязанных коммуникативных действий.

. Интерактивная сторона общения (общение как взаимодействие).

Интерактивная сторона общения - это характеристика тех компонентов общения, которые связаны с непосредственной организацией совместной деятельности людей, их взаимодействием. Интерактивная сторона общения представляет собой общую стратегию взаимодействия. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести в нее свой вклад. Именно это и позволяет объяснять взаимодействие как организацию совместной деятельности. В ходе совместной деятельности для ее участников важно не только обменяться информацией, но и организовать обмен действиями, т.е. спланировать общую деятельность

В процессе взаимодействия можно выделить следующие элементы:

1) деятель;

2) другой человек - тот, на кого направлено действие;

) ответная реакция другого на действия деятеля;

) мотивация деятеля, состоящая в стремлении реализовать свои установки или удовлетворить свои потребности;

) система ориентации и ожиданий деятеля в отношении другого человека;

) нормы, по которым организуется взаимодействие;

) ценности, которые принимает каждый участник;

) ситуация, в которой совершается действие.

. Перцептивная сторона общения (общение как восприятие людьми друг друга).

Восприятие человеком человека называют еще социальной перцепцией. Социальная перцепция - это восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов, прежде всего самих себя, других людей, социальных групп. Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека. Установлено, что восприятие социальных объектов качественно отличается от восприятия материального мира. Это происходит потому, что, во-первых, социальный объект не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту. Во-вторых, внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено прежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях воспринимаемого объекта, в том числе причинных. В-третьих, восприятие социальных субъектов характеризуется большей слитностью познавательных компонентов с эмоциональными (аффективными), большей зависимостью от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Меню