Личность и ее потенциал в системе управления
Социальные и культурные факторы обеспечивают в первую очередь социализацию личности, т.е. усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого и формируется конкретная личность. Причем, влияние этих факторов не прекращается и при достижении человеком зрелого возраста. Социализация, включающая в себя адаптацию, интеграцию, саморазвитие и самореализацию обеспечивает развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.
Кроме того, поведение человека также зависит от ситуационных факторов, которые могут оказывать на него как положительное, так и отрицательное влияние, в частности, они могут выявить какие-либо скрытые ее черты, которые проявляются только в крайних ситуациях.
В связи с детерминантами поведения специалистов интересует вопрос о связи эффективности поведения человека в организации с его возрастом, полом, семейным положением.
Исследованиями установлено, что возраст имеет отрицательную корреляцию с текучестью и положительную корреляцию с удовлетворенностью трудом. Семейное положение оказалось связано положительной корреляцией с удовлетворенностью и отрицательной - с текучестью. А значимой корреляции между полом и эффективностью деятельности не обнаружено
Поведенческие черты личности - это особенности поведения, отличающиеся относительной устойчивостью и постоянством проявления. Такие специалисты, как. Олпорт, Т. Айзенк, Р. Кэттел и др., считают, что поведенческие черты организованы в иерархию, начиная с конкретных реакций и заканчивая общими стилями психологического функционирования. Необходимость определить поведенческие черты личности приобретает особое значение при рассмотрении вопроса «Лидерство в организациях».
Анализируя поведенческие черты личности нельзя не коснуться теории атрибуции (атрибуция - процесс восприятия человеком причин своего поведения и его результатов, позволяющий придавать смысл окружающему), которая позволяет определить процесс восприятия причин и результатов поведения.
Причины поведения, как правило, объясняются индивидуальными и личностными особенностями, либо ситуацией, в которой проявилось поведение. Диспозиционная атрибуция (личностная) подчеркивает некоторые особенности индивида (наличие или отсутствие способностей, навыков). Ситуационная атрибуция (внешняя) делает упор на влияние внешней среды на поведение. Например, недостаточную производительность нового сотрудника можно объяснить периодом адаптации к новой обстановке, а опоздание на работу - уличными пробками.
Г. Келли предлагает следующие критерии для анализа причин поведения:
. Согласованность.
. Необычность.
. Последовательность.
Существуют типичные ошибки атрибуции:
. Большинство людей склонны игнорировать ситуационные причины поведения в пользу диспозиционных.
. «Ложное согласие» - это переоценка типичности своего поведения, выражающаяся в том, что человек считает свою точку зрения единственно верной.
. «Неравные возможности» - эта ошибка происходит, когда не принимаются в расчет ролевые позиции действующего лица.
Типологии личности. Типология уходит корнями в историю шестидесятилетней давности, когда К. Юнг высказал мысль о том, что поведение человека носит неслучайный характер. По его мнению, разница в поведении людей определяется разными предпочтениями, которые выявляются очень рано и формируют основу индивидуальности. Именно эти предпочтения определяют симпатии и антипатии к людям, задачам и событиям на протяжении всей жизни человека.
В современной психологии уже создано достаточное количество типологий личности, однако в рамках дисциплины «Психология управления» наиболее значимыми являются:
. Типология Э. Кречмера, основанная на связи конституциональных признаков строения тела с особенностями поведения.
. Психофизиологические типологии, определяющие тип личности, в зависимости от врожденных свойств нервной системы (И.П. Павлов).
. Психоаналитические типологии выявляют глубинные структуры психики в зависимости от конкретного вида информационного обмена личности со средой (К. Юнг).
Кроме того, существенна диагностика и таких устойчивых характеристик личности, которые являются результатом социализации. Это, прежде всего: уровень самооценки, склонность к риску, локус контроля, ориентация на достижение и пр.
Самооценка - это способность определенным образом (положительно или отрицательно) относится к самому себе, своим возможностям и поведению.