Взаимодействие организации с внешней средой

Учёт, изучение, а затем и управление как внешними, так и внутренними рисками должны в современных условиях стать одной из важных задач для руководства организаций, претендующих на успешное функционирование в условиях рынка. Для этого необходим определённый методологический подход, позволяющий с системных позиций рассмотреть конкретные рисковые ситуации. [6, с. 123]

Кроме отмеченных нами, общих факторов, препятствующих эффективному взаимодействию организации с деловой средой, взаимодействие с такими её элементами, как поставщики, потребители, конкуренты, государственные и муниципальные органы, организации инфраструктуры, имеет свои особенности, которые должны учитываться менеджерами организации.

Взаимодействие с потребителями. Само выживание и оправдание существования организации зависит от её способности находить потребителя результатов её деятельности и удовлетворять его запросы.

Потребители могут сильно различаться по своей природе и месту, которое они занимают в цепочке продвижения товара. Существуют разные мнения по классификации потребителей. Например, Ф. Котлер выделяет в особую группу маркетинговых посредников (торговые посредники, организации по транспортировке и складированию товаров, по оказанию маркетинговых услуг, кредитно-финансовые организации). [10, с. 56] К другим составляющим широкого понятия "потребитель" относятся физические лица, приобретающие товар для личного пользования, организации - для производственного использования, государственные и общественные организации - для использования согласно сфере своей деятельности, а также покупатели, юридически или территориально находящиеся за пределами страны. Соответственно выделяют пять клиентурных рынков: потребительский; рынок производителей; рынок промежуточных продавцов; рынок государственных учреждений; международный.

Классическим подходом к изучению и анализу потребителей как элемента непосредственного окружения организации является составление его профиля. [20, с. 43] Он может быть составлен с учётом следующих факторов: географического месторасположения; социально-психологических характеристик (вкусы, привычки, стиль поведения и т. п.); демографических характеристик (возраст, образование, пол, сфера деятельности и т.п.); отношения к товару (услуге), производимому (оказываемой) организацией (почему он покупает именно ваш продукт, покупает ли он его для себя, как он его оценивает и т. п.).

Изучая потребителя, организация должна уяснить себе, насколько сильны его позиции по отношению к ней в процессе продажи своих товаров. Существует целый ряд факторов, определяющих силу влияния потребителей на производителей товара и на их способность вести эффективную торговлю: потребители обладают значимостью, их немного, и они покупают товар в большом количестве; покупаемый товар или услуга не экономит деньги покупателя; существуют товары, которые могут заменить продукцию вашей организации без ущерба для потребителя; экономически выгодной для потребителя является практика приобретения комплектующих у нескольких продавцов по сравнению с прикреплением к одному; товары, предлагаемые на продажу разными организациями-продавцами, относительно хорошо стандартизированы, и потребители легко могут найти альтернативный вариант покупки без увеличения стоимости.

Взаимодействие с поставщиками. Степень влияния поставщика на организацию зависит главным образом от того, насколько важным для неё являются его услуги. Может возникнуть опасная ситуация, когда организация попадает в очень сильную ресурсную зависимость от поставщиков.

Конкурентная сила поставщиков зависит от следующих факторов: наличия крупных организаций-поставщиков, не связанных интенсивной конкуренцией; отсутствия заменителей поставляемых товаров; покупатели не являются важными клиентами для поставщиков; поставщики способны присоединить организацию-покупателя путём вертикальной интеграции; затраты на производство по тем или иным причинам играют очень важную роль для организации; организации-покупатели не проявляют склонность к обратной интеграции в сферу бизнеса поставщиков и т.д.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Меню