Власть и влияние как психологическая основа лидерства и руководства

. Сущность власти, ресурсы и виды власти.

. Сущность, средства и виды влияния.

1.

Сущность власти, ресурсы и виды власти.

Власть как психологический феномен характеризуется возможностью лидера, руководителя побудить человека сделать нечто, что он иначе не стал бы делать, т.е. потребовать от человека выполнить какое-то действие или не выполнять его при достижении общих целей деятельности, организации (группы).

На первый план выступает поведенческий уровень, когда говорим о влиянии, мы отмечаем нацеленность этого феномена на изменение внутренних психологических установок, мнений, потребностей человека.

Если власть является прерогативой руководителя, а не лидера, то она может быть охарактеризована как легитимное, законное право отдавать приказы подчиненным, а также право поощрять, или наказывать их.

Власть опирается на различные ресурсы, которые могут быть идеальными (воля, характер, организаторские способности человека) или материальными (деньги, средства, поощрения, принуждения), на которых основывается процесс властного влияния.

Средства влияния делят на три группы:

) Средства влияния, которые не зависят от конкретного человека (являющегося руководителем), но связаны сего официальной позицией, ролью, положением в обществе. Если эта позиция дает возможность контроля над распоряжением благ, имеет поддержку закона, обычая, которая обязует людей подчиняться лицу, обладающим властью.

) Средства влияния, которые определяются личностью руководителя, авторитетом его в глазах сотрудников.

) Средства влияния, которые связаны с возможностью влиять на людей при помощи конкретной речи или речей (искусство лидера нужные слова, аргументы, использовать верные интонации и т.д.).

Все эти средства влияния взаимосвязаны между собой.

Виды власти:

1) Власть вознаграждения.

) Власть принуждения или наказания.

Это простые типы властного влияния, они неэффективны, требую множество усилий со стороны влияющего, основаны на расчете. Если власть основана на насилии, то у объекта влияния возникнут негативные чувства, в результате чего возникает протестное поведению, что приводит к внутренним и внешним конфликтам.

) Нормативная (формальная) власть, основанная на договоре, предполагает наличие у сотрудника определенного набора анализа, а у руководителя - право контролировать соблюдение обязанностей, в случае необходимости настаивать, используя санкции.

) Власть эталонная. Руководитель действует на подчиненных силой своих личных качеств и способностей. Он образец для подчиненных.

) Экспертная власть построена на разумной вере подчиненного в правильности деятельности руководителя.

) Информационная власть. Руководитель располагает информацией, доступной лишь «избранным», которые позволяют ему принимать квалифицированные решения.

Пятый и шестой вид власти предполагают низкий статус подчиненных по отношению к руководителю. К феномену влияния относится эталонная власть.

2.

Сущность, средства и виды влияния.

Психологическое влияние

- это воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей с помощью психологических средств: вербальных, паралингвистических и невербальных.

При первой встрече каждый из нас на 55% верит невербальным сигналам другого человека, на 38% - паралингвистическим и на 7% - содержанию речи. При последующих встречах это соотношение изменяется.

Инициатор влияния - коммуникатор, объект воздействия влияния - реципиент.

Выделяют подчиняющий вид влияния - властное влияние, которое может быть следующих типов: убеждение, внушение, принуждение, заражение, сообщение, пробуждение импульса к подражанию

Некоторые виды влияния более эффективно используются теми людьми, которые не только не обладают властными полномочиями, но и внешне не кажутся авторитарными. К таким видам влияния относятся: просьба, формирование благосклонности, манипулирование, деструктивная критика, игнорирование, самопродвижение.

1. Убеждение -

сознательное аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее своей целью изменения их суждений, отношения, намерения или решения. Два способа убеждения:

прямой - предоставляется системы аргументов, стимулирующей соответствующие мысли и решения;

Перейти на страницу: 1 2 3


Меню