Психология управления как наука

. Предмет и задачи психологии управления.

. Психологические законы управления.

. Основные управленческие функции.

. Методы управления.

1.

Предмет и задачи психологии управления.

Менеджмент - научная организация труда.

До начала XX века «управление» не рассматривалось как самостоятельная деятельность, и не было предметом особого научного исследования. Впервые о механизмах, закономерностях, принципах управления заговорили в связи с появлением книги Ф. Тейлора «Принципы научного менеджмента» (1911 г.), где выделял основные принципы управленческого труда. В 1920-е годы А. Файоль описал последовательную систему принципов менеджмента, управление стали рассматривать как особую, специфическую и самостоятельную деятельность. Именно Файоль связал повышение эффективности управленческой деятельности с ее психологизацией. К этому времени психология уже сформировалась как наука в ее теоретическом и прикладном аспектах. В 1920-е годы благодаря слиянию управлению и психологии возникла прикладная междисциплинарная «психология управления», основной задачей которой являлось изучение и решение проблем управленческой деятельности с помощью психологических знаний и умений.

Психология управления возникает не только с целью эффективности деятельности организации, но и с целью саморазвития человека в процессе труда.

Основные вопросы, на которые должна была психология управления:

- как сделать управление более эффективным;

- каким образом максимально использовать человеческие в производстве без принуждения и давления на людей;

- как лучше организовать систему управления коллективом людей и учитывать особенности саморазвития человека в процессе труда.

Предметпсихологии управления:

- управленческая деятельность, ее организация, с точки зрения психологической эффективности;

- изучение особенности личности руководителя и условия оптимизации его деятельности;

- личность, ее самосовершенствование и саморазвитие в процессе труда;

- групповые процессы в трудовом коллективе и их регуляция;

- психология власти и лидерства в организации;

- механизмы влияния людей друг на друга;

- психологические особенности формирования трудового коллектива;

- вопросы формирования психологического климата в коллективе;

- вопросы управления конфликтами;

- психологическая природа принятия управленческих решений;

- психологические аспекты мотивации людей в процессе деятельности;

- особенности преобразования информации в управленческой деятельности;

- вопросы функционирования организации в целом.

Цель

психологии управления: развитие психологической управленческой культуры руководителя, создание необходимых основ для теоретического понимания и практического применения в управлении психологических знаний и умений.

Управление

- сложное философское понятие.

По В. Г. Афанасьеву, управление -

функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающих сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программ, цели деятельности.

Организация

- 1) определенный вид социальной системы, характеризующийся многоуровневым строением, способностью развиваться, открытостью, нацеленностью на более широкие цели и интересы; 2) объединение людей, совместно организующих некую программу и действующих на основе определенных процедур и правил.

Управление организацией направлено на: поддержание ее целостности; оптимизацию функционирования; обеспечение достижения целей; развитие организации в целом и отдельных ее элементов, в том числе людей.

Управление организацией- система скоординированных действий, направленных на достижение значимых целей организации и на получение

более полезного эффекта при наименьших усилиях и затратах.

Различие между управлением и руководством: управляют социальными системами, а руководят людьми.

Руководство -

часть управленческой деятельности, в которой различные управленческие вопросы решаются воздействием на подчиненных.

Менеджер

- член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи.

2.

Психологические законы управления проявляются в процессе взаимодействия людей в различного рода группах.

Основные законы:

) закон неопределенности отклика;

) закон неадекватности взаимного восприятия;

) закон неадекватности самооценки;

) закон искажения информации;

) закон самосохранения;

) закон компенсации.

Закон неопределенности отклика. 1) Разные люди в разное время могут по-разному реагировать на одинаковое воздействие. 2) Один и тот же человек в разное время может по-разному реагировать на одно и то же воздействие в зависимости от эмоционального состояния, настроения и т.д.

Перейти на страницу: 1 2 3


Меню