Проблема профессионального развития продавцов
Таким образом, мы видим, что процесс профессионального развития личности исследуется многими авторами с различных точек зрения. В ряде работ, исследующих проблемы профессионализма, профессионального развития человека, отмечается, что психологическим критерием реализации личности в профессиональной деятельности является овладение операциональной и мотивационной сторонами деятельности и формирование профессионализма.
Т.е. в подходе к анализу профессионализма можно выделить два направления: 1) функционально-операциональное (Е.А. Климов; В.Д. Шадриков); 2) личностно-мотивационное (Б.С. Братусь; Г.А. Берулава; Ф.Е. Василюк; В.Т. Кудрявцев; А. Маслоу; К. Роджерс).
Сторонники первого направления основное внимание сосредоточивают на профессиональных знаниях, умениях, навыках специалиста в их классическом понимании. В идеологии второго направления личностные характеристики профессионала выступают в роли непосредственных показателей профессиональной зрелости человека, его профессионального развития.
Заслуживают внимания работы, в которых предпринята попытка взглянуть на проблему профессионализма диалектически, учитывая единство операциональных и мотивационных компонентов деятельности. Такой подход характерен для исследований К.И. Бодровой, Е.М. Борисовой, Д. Сьюпера. Они считают, что по мере овладения профессионализмом человек достигает высоких показателей в деятельности; происходит развитие, упрочение и стабилизация профессиональной мотивации; совершенствуются профессионально необходимые качества; изменяются самооценка и уровень профессиональных притязаний (самооценка становится все более адекватной, а уровень профессиональных притязаний повышается). Д.Сьюпер, например, выделял следующие показатели профессиональной зрелости (этот термин по смыслу близок к понятию «профессионализм»: 1. степень удовлетворенности карьерой; 2. степень личных достижений (уровень подготовленности, профессиональней уровень); 3. профессиональная стабильность; 4. самооценка профессиональных достижений; 5. возможность самовыражения.
Таким образом, обобщая изложенный материал, мы под профессиональным развитием личности понимаем процесс становления его как субъекта собственной профессиональной деятельности, осознающего и активно преобразующего свой внутренний мир. Главным в этом процессе является выход субъекта деятельности в позицию творческого проектирования себя как личности и как профессионала, с созданием новой профессиональной действительности и, тем самым, формированием Я-образа и образа своей жизни.
Психологическим критерием реализации личности в профессии является овладение операциональной и мотивационной сторонами деятельности и формирование профессионализма. Профессиональное развитие является процессом становления человека как субъекта собственной профессиональной деятельности, достигающего высокого уровня профессионализма, способного к саморазвитию. Под саморазвитием понимается активное качественное преобразование человеком своего внутреннего мира.
В подходе к анализу профессионализма можно выделить два направления: функционально-операциональное и личностно-мотивационное. Сторонники первого направления основное внимание сосредоточивают на профессиональных знаниях, умениях, навыках специалиста в их классическом понимании. В идеологии второго направления личностные характеристики профессионала выступают в роли непосредственных показателей профессиональной зрелости человека, его профессионального развития.