Коммерческая деятельность как объект управления

Коммерческая деятельность означает деятельность организаций, а также отдельных лиц по осуществлению операций купли-продажи товаров и услуг с целью удовлетворения спроса и получения прибыли.

По характеру выполняемых функций торговые процессы можно подразделить на два вида: технологические (производственные) и коммерческие (торговые). [22. С.129]

Технологические процессы связаны с движением товара как потребительской стоимости и продолжают собой процесс производства в сфере обращения (транспортировка, хранение, упаковка, фасовка, подсортировка).

Коммерческие процессы связаны со сменой форм стоимости, т.е. с куплей-продажей товаров. К коммерческим относятся также и такие торговые процессы, которые обеспечивают нормальное осуществление операций купли-продажи товаров: изучение потребительского спроса, организация хозяйственных связей между поставщиком и потребителем товаров, оптовые закупки и продажа товаров и т.д.

Коммерция - слово латинское (от латинского "коммерциум", т.е. торговля). Однако надо иметь в виду, что термин "торговля" имеет двоякое значение: в одном случае он означает самостоятельную отрасль народного хозяйства - торговлю, в другом - торговые процессы, направленные на осуществление актов купли-продажи с целью получения прибыли. [22. С.75]

В качестве субъектов коммерческой деятельности выступают как юридические, так и физические лица, наделенные правом ее совершения. Объектами коммерческой деятельности на потребительском рынке являются товары и услуги.

Управление коммерческой деятельностью торгового предприятия включает на каждом этапе коммерческой деятельности: [21. С.210]

- оценку состояния дел в текущий период (ситуационный анализ);

- определение направления развития бизнеса (постановка задач);

- составление плана достижения поставленных целей (стратегическое правление, планирование);

- организация мероприятий по выполнению плана (этап организации);

- проверка достигнутых результатов, а в случае их отсутствия - выявление их причин (контроль).

Управление всегда складывается из управления людьми и управления деятельностью. Управление организацией нацелено на достижение нужных результатов в конкретной ситуации. Коммерческо - фукциональные критерии работы предприятия: его рост, платежеспособность, рентабельность, финансовое положение, эффективность труда персонала. Критерии поддержания коммерческой деятельности: социальная ответственность, действительность, осведомленность работников о результатах своего труда, организационный климат, представление о фирме - "имидж".

Торговля является одной из крупнейших отраслей экономики любой страны, как по объему деятельности, так и по численности занятого в ней персонала, а предприятия этой отрасли являются наиболее массовыми. Деятельность торговых предприятий связана с удовлетворением потребностей каждого человека, подвержена влиянию множества факторов и охватывает широкий спектр вопросов организационно-технологического, экономического и финансового характера, требующих повседневного решения. Торговля относится к третичным отраслям экономической деятельности, поскольку она находится на третьей стадии после получения (добычи) и промышленной обработки до этапа конечного потребления той или иной продукции. Торговля покупает готовые товары, произведенные в результате другой деятельности, которые затем продаются либо конечному потребителю (розничная торговля), либо последующим предпринимателям (оптовая торговля). Такой бизнес называют "индустрией распределения".

Важной особенностью торгового менеджмента является комплексный характер формирования всех управленческих решений, связанных с различными сторонами деятельности торгового предприятия. Все эти управленческие решения теснейшим образом взаимосвязаны и оказывают прямое или косвенное воздействие на конечную эффективность хозяйственной деятельности торгового предприятия. Сопоставляя функции управления с этапами деятельности коммерческих организаций можно выявить некоторые стандартные управленческие решения, которые принимаются с позиции функций и элементов деятельности (табл. 1.1.)

Таблица 1.1 - Управленческие решения с позиции функций и элементов деятельности коммерческого предприятия

План деят-сти

Закупка товаров

Товарные запасы и ассортимент

Организация продаж и реклама

Функции

Планирование

Изучение спроса; выявле-ние источников поставки товаров; определение величины партии исходя из плана ТО, денежных средств и других факторов.

Планирование ассортимента исходя из доходности; установление максимального и минимального уровня заказов.

Планирование объёма ТО; планирование затрат на организацию продаж и рекламу.

Организация

Принятие решения о закупке; заключение договоров о поставке; создание системы "предприятие - поставщики"; формирование устойчивых связей.

Создание системы, способной эффективно управлять запасами и ассортиментом.

Внедрение форм и методов продаж; разработка рекламных мероприятий.

Мотивация

Создание условий для достижения результативности работы; создание корпоративной культуры.

Контроль

Оценка целесообразности и эффективности каждой покупки

Анализ изменения товарных запасов; мероприятия по ликвидации сверхнормативных товарных запасов.

Анализ ТО и других показателей; анализ динамики изменения затрат на организацию продаж.

Перейти на страницу: 1 2


Меню