Мотивация профессионального самосовершенствования

Мотивация вознаграждения (В) характеризует преобладание у человека их динамичной, ситуационной составляющей. Для его важен не конечный результат в образе перспективы личностного роста, а промежуточный, который материализуется в том или ином виде вознаграждения (зарплата, дополнительные дивиденды, повышение социального статуса, поощрение, признание и т.п.), в стремлении получить положительную оценку любой ценой. Вознаграждение (оценка) становится для такого человека самоцелью, "опредмеченной потребностью" в труде, главным смыслообразующим мотивом, а потребность в самосовершенствовании - только средством, инструментом, способствующим этому. При таком типе мотивация иерархия мотивов самосовершенствования крайне неустойчива и зависит от уровня "успешности" достижения специалистом своей основной цели - получение вознаграждения/50.С.63/.

Отрицательный тип мотивации (О) - "мотивация избегания неприятности". Человек с таким типом мотивации не имеет профессионально обусловленных целей в выполняемой деятельности. Поэтому специалист вынужден подчиняться предъявляемым к нему требованиям. Он нацелен на овладение минимально требуемого уровня профессионализма и ориентируется в самосовершенствовании на создании у себя "защитных механизмов поведения и действий" ради избегания наказания и других нежелательных социальных санкций. Под воздействием внешних факторов человек вынужден уступать перед требованиями и эпизодически прибегать к профессиональному самосовершенствованию/38/.

Представленная классификация типов мотивации профессионального самосовершенствования содержит в себе идею о существовании таких базовых мотивов-смыслов, сочетание которых друг с другом может дать широкую "палитру" МПС.

Выявлено, что у каждого человека мотивация профессионального самосовершенствования представляет собой синтез всех отмеченных ее типов. При этом профиль МПС выражается через качественно-колличественные и динамические характеристики соотношения различных типов мотивации. Обозначим отмеченные типы составляющих МПС: П- процессуальный тип; Р- результативный тип; В- мотивация вознаграждения; О- мотивация "избегания неприятностей" (отрицательный тип мотивации). Степень влияния каждого из типов мотивации можно оценить: например, по шкале: 5- очень важная; 4- важная; 3- маловажная; 0- не имеет никакого значения. Формализованное выражение мотивационного профиля специалиста можно представить в виде конкретных характеристик: П, Р, В, О со своими значениями 5,4,3,0. В процессе деятельности каждый человек проявляет характерное для него отношение к своему профессиональному самосовершенствованию. В зависимости от совокупности мотивов, побуждающих к профессиональному росту в МПС целесообразно выделить три уровня, которые могут быть представлены в формализованном виде/50/.

Высокий уровень (П5Р4В3О3) характеризуется ярко выраженной потребностью в самосовершенствовании, творческим отношением к делу, стремлением к достижению собственных вершин. При наличии мотивации такого уровня от человека не требуется дополнительных волевых усилий и внешнего воздействия для развития своей личности. Сам процесс профессионального самосовершенствования выступает непременным компонентом его деятельности, в котором он находит удовлетворение.

Средний уровень (П3Р5В403) выражает в основном актуальное содержание, стремление к самосовершенствованию, но в самом процессе работы человека над собой нередко отсутствует жесткая система, так как "источник" его активности не всегда является внутренней потребностью человека. Он представляет детерминанты внешней среды, ее стимулы, которые вынуждают человека к работе по самосовершенствованию.

Низкий уровень (ПОР3В405) проявляется в виде негативного отношения человека к самосовершенствованию и определения его важного место в профессиональной компетентности в основном выступают жесткие требования, систематический контроль и другие регламентации для поддержания ее установленного уровня/3/.

Итак, мотивация профессионального самосовершенствования представляет собой процесс психической регуляции деятельности на основе формирования, реконструкции и развития всего ансамбля составляющих профессиональной компетентности. Результаты этого процесса обеспечивают мобилизацию и реализацию его творческого потенциала в интересах продуктивной профессиональной деятельности.*

Перейти на страницу: 1 2 3


Меню