Службы, осуществляющие управление персоналом

Основным структурным подразделением по управлению кадрами в организации является отдел кадров, на который возложены функции по приему и увольнению кадров, а также по организации обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров. Для выполнения последних функций нередко создаются отделы подготовки кадров или отделы технического обучения.

Отделы кадров не являются ни методическим, ни информационным, ни координирующим центром кадровой работы. Они структурно разобщены с отделами организации труда и заработной платы, отделами охраны труда и техники безопасности, юридическими отделами и другими подразделениями, которые выполняют функции управления кадрами. Для решения социальных проблем в организациях создаются службы социального исследования и обслуживания. Схема сложившейся организационной структуры системы управления персоналом организации приведена на рис. 2.

кадровый управление персонал

Рис. 2. Схема организационной структуры системы управления персоналом организации.

Службы управления персоналом, как правило, имеют низкий организационный статус, являются слабыми в профессиональном отношении. В силу этого они не выполняют ряд задач по управлению персоналом и обеспечению нормальных условий его работы. Важнейшие в их числе:

Ø социально-психологическая диагностика;

Ø анализ и регулирование групповых и личных взаимоотношений, отношений руководства;

Ø управление производственными и социальными конфликтами и стрессами;

Ø информационное обеспечение системы кадрового управления;

Ø управление занятостью;

Ø оценка и подбор кандидатов на вакантные должности;

Ø анализ кадрового потенциала и потребности в персонале;

Ø маркетинг кадров;

Ø планирование и контроль деловой карьеры;

Ø профессиональная и социально-психологическая адаптация работников;

Ø управление трудовой мотивацией;

Ø правовые вопросы трудовых отношений;

Ø психофизиология, эргономики и эстетика труда.

Если в условиях административно-командной системы эти задачи рассматривались как второстепенные, то при переходе к рынку они выдвинулись на первый план, и в их решении заинтересована каждая организация.

Новые службы управления персоналом создаются, как правило, на базе традиционных служб: отдела кадров, отдела организации труда и заработной платы, отдела охраны труда и техники безопасности и др. Задачи новых служб заключаются в реализации кадровой политики и координации деятельности по управлению трудовыми ресурсами в организации. В связи с этим они начинают расширять круг своих функций и от чисто кадровых вопросов переходят к разработке систем стимулирования трудовой деятельности, управлению профессиональным продвижением, предотвращению конфликтов, изучению рынков трудовых ресурсов и др.

Задачи кадровых служб:

1. планирование и учет кадров;

2. поиск кадров;

. отбор кадров;

. определение зарплаты и льгот;

. профессиональная адаптация;

. обучение и продвижение персонала;

. аттестация кадров;

. перестановка кадров по результатам аттестации;

. подготовка руководящих кадров;

. социальная защита персонала;

. юридические и дисциплинарные аспекты.

Планирование и учет кадров.

Одна из основных задач кадровых служб - разработка плана потребности организации в кадрах. В число задач кадровых служб входят также учет поступивших на работу, вплоть до выбытия, учет служебных помещений, отпусков, болезней, результаты аттестаций и т. д.

Поиск кадров.

Кадровые службы осуществляют поиск специалистов для замещения вакантных рабочих мест. Своевременному и эффективному решению проблемы поиска кадров служит создание резерва по наиболее «критичным» должностям и рабочим местам.

Отбор кадров

- проведение собеседований, тестирования, оценка кадров по профессиональным и личностным качествам.

Определение зарплаты и льгот

- политика мотивации и стимулирования работников.

Профессиональная адаптация

. Задачи кадровой службы - способствование созданию благоприятной рабочей обстановки, удобного рабочего места, доброжелательного психологического климата в коллективе.

Обучение и продвижение персонала

- повышение квалификации работников, их подготовка и переподготовка, обучение новых специалистов.

Кадровыми службами готовятся также рекомендации по изменению служебного положения работников.

Перейти на страницу: 1 2


Меню