Содержание и содержательность труда

технический уровень оснащенности рабочего места;

типичные рабочие функции;

умственные требования, относящиеся к решению проблем или принятию решений;

умственные требования, обусловленные сложностью рабочих предписаний и перерабатываемой информации;

общая физическая тяжесть труда;

степень однообразности физической нагрузки;

сменность работы и т.д.

Все эти показатели описываются с помощью соответствующих индикаторов, которые, в конечном итоге, и раскрывают содержание труда работника. Например, показатель «типичные рабочие функции» включает следующие индикаторы:

простое обслуживание производства (транспортировка, вспомогательные работы);

сложное обслуживание производства (ремонтные и наладочные работы);

непосредственная организация и руководство;

технологическая подготовка производства;

обслуживание процесса управления (экономическая, юридическая и др. службы);

разработка научных основ производства.

Изучение совокупности выполняемых работником операций и трудовых функций должно лежать в основе профилактики профессионального отбора.

Профессиональный отбор

представляет собой приведение в соответствие квалификации работника квалификационным требованиям соответствующего рабочего места. Из множества кандидатов должен быть выбран один, более всего подходящий для данной работы. Но для того, чтобы соответствие было достигнуто, надо знать не только квалификацию работника, но и квалификацию рабочего места, его параметры. Всесторонний анализ рабочего места, его содержания избавит от экономических издержек. Вновь поступающий работник, как правило, хотел бы знать, каковы параметры его будущего рабочего места, что оно даст ему и что взамен потребует.

В содержании труда выделяется понятие «содержательность труда». Содержательность труда

- степень сложности и разнообразия трудовых функций работника, соотношение в них физического и умственного, ручного и механизированного труда, наличие элементов творчества, необходимый образовательный и профессионально-квалификационный уровень работника.

Содержательность труда, в отличие от содержания труда, которое выражает технико-функциональные аспекты работы, описывает его социально-психологическую структуру. Она включает в себя следующие элементы:

цель - внутренний смысл труда;

отношение к труду - эмоциональная расположенность или отчужденность от своей работы, ощущение осмысленности труда;

стимулы труда - внешние факторы, побуждающие к экономической активности;

мотивы труда - внутренние стимулы или потребность, требующая удовлетворения;

ценности или ценностные ориентации - положительная значимость объектов окружающего мира для человека, определяемая не их реальными свойствами, а наделяемая человеком (обществом) символическими свойствами;

удовлетворенность трудом - чувство удовлетворения, полученное от любимой работы, состояние сбалансированности между претензиями (запросами, потребностями личности) и оценкой степени их реализации.

Стимулирование труда - система материального и морального поощрения, вознаграждения за трудовое усилие. Стимулы относятся к форме косвенного воздействия на поведение человека в отличие от прямых - приказ, распоряжение, нормы, задания, которые можно считать разновидностью или элементами принудительного управления трудом. К материальным стимулам в экономике относят условия, формы и системы оплаты труда.

Мотивация труда - побуждение к активной трудовой деятельности, основанное на удовлетворении важных для человека потребностей. Мотивы - внутренние факторы - тесно связаны с ценностями и ценностными установками. Если обобщить существующие на сегодняшний день теории целей деятельности человека (теории мотивации), то можно выделить следующие цели деятельности человека: материальные блага; власть и слава; знания и творчество; духовное совершенство. Их формирование зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей личности, семейных традиций, жизненного опыта, общественных отношений.

Если мотив подразумевает важную для индивида потребность, требующую удовлетворения, то ценность предполагает гораздо более значимые объекты, которые требуют порой не просто удовлетворения, а подчинения. Таковы нравственные ценности добра и зла, религиозные ценности спасения, социально-этические ценности чести и достоинства.

Перейти на страницу: 1 2 3


Меню