Основные задачи российского менеджмента на современном этапе

С рыночными преобразованиями появилась возможность и необходимость создания частных предприятий. В связи с чем появилась новая прослойка предпринимателей. Условно можно выделить три основных типа современных российских предпринимателей.

Первый - «отставники». Это бывшие хозяйствующие руководители среднего и низового звена, ушедшие в бизнес: начальники цехов и служб, прорабы, заместители руководителей и подобные им управленцы. Чаще всего они действуют на производственных предприятиях. Отставники привнесли в производство жесткий административный стиль управления, с которым они работали на своих предприятиях. Их сильная сторона - хорошая дисциплина и организация управления, четкий контроль за управлением. Есть и слабые стороны, а именно то, что работники таких предприятий безынициативны, поскольку «инициатива наказуема». Соответственно и размер такого предприятия невелик, лишь столько сколько сможет контролировать отставник непосредственно. Еще одна слабая сторона таких руководителей - это незнание ценового рынка, в следствии чего, на начальном этапе они неправильно назначали цену на свою продукцию /№ 5, с. 227/.

Второй - бывшие спекулянты. Это предприниматели ранее занимавшиеся скупкой продажей различных товаров, как правило, подпольно. Они работают в основном в коммерции, туризме. Сильная сторона таких предпринимателей это изначальное знание денег. Слабая - поскольку спекулянты нигде не работали и не учились, то они и не могут создать эффективную структуру управления. Даже при небольшом количестве работников они не могут распределить функции. В следствии этого размер таких предприятий как правило также как в предыдущем случае невелик.

Третий тип - большинство служащих с высшим образованием. Сильная сторона таких предпринимателей - это профессиональный подход к делу. Они досконально изучают и анализируют тот бизнес с которым работают. Работают как правило в наиболее сложных сферах бизнеса. Таких как: страхование, частная медицина и образование, торговля ценными бумагами и др. Слабые стороны - недостаточно четкая организация. Эти предприниматели ранее работали простыми специалистами и не занимались руководящей работой. Также же их минус это плохая коммерция /№ 5, с. 234/.

Таким образом, возникает объективная необходимость воспитания новых управленческих кадров. В настоящее время в большинстве российских вузов, ведущих обучение по данной специальности, исходная учебная дисциплина по управлению преподается уже на первых курсах. Естественно, что основная часть слушателей имеет незначительный жизненный и еще меньший управленческий опыт. В то же время общепризнано, что менеджмент - это и наука и искусство, и что овладение знаниями в этой области невозможно без получения соответствующих практических навыков.

По некоторым оценкам, "критическая масса" руководителей, специалистов по экономике и управлению, способных преобразовать облик наших предприятий и организаций сообразно новым требованиям, должна составить не менее 20% от их общего числа в народном хозяйстве РФ. А это не менее 3.0 млн. человек /№21, стр. 457/.

Сформировать такой корпус управленцев нового типа - задача исключительно сложная. Сама жизнь, практика рыночной экономики, предпринимательства будет способствовать ее решению, помещая тех, кто сегодня у руля предприятий, и тех, кто входит в эту новую для себя роль, в ситуацию естественно протекающего социального отбора. Но многое, конечно, зависит и от целенаправленной деятельности по подготовке и переподготовке кадров, по изучению и распространению передового опыта управления, по применению достижений управленческой науки на практике. Рыночная экономика вызывает потребность в управляющих, которые относятся к делу творчески, хорошо информированы, умеют наилучшим образом использовать ресурсы и обеспечивать эффективность функционирования фирмы.

Весьма вероятно, что в силу описываемых трудностей объективный процесс переноса «центра тяжести» системы управления с уровня государство на уровень кластерных единиц растянется на длительный период /№ 18, с. 345/. За это время кластеры должны обрести уверенность в своих силах, государственный аппарат - освоить новые функции объективного арбитра и хранителя устоев, предприниматели - выдавить из себя «нового русского», общественное сознание - научится идентифицировать Россию не только с российским государством, но и с отдельно взятым предпринимателем и организацией, а там, возможно, и с человеком.

Перейти на страницу: 1 2 3


Меню