Современные системы кадрового менеджмента

Ее анализ позволяет создать систему воспроизводства уникальных подходов и решений, более смело ориентироваться на них, совершенствовать такие свойства личности, как интуиция, воображение, создание ассоциативных связей [18].

Основные проблемы внедрения корпоративного управления связывают с обособлением прав собственности от прав управления в условиях «распыленных» между множеством акционеров прав собственности. Цели корпоративного управления:

распределять права между менеджерами и акционерами;

представлять интересы акционеров;

информировать акционеров о действиях менеджеров;

применять механизмы корпоративного контроля.

Суть корпоративного управления сводится к созданию механизмов, обеспечивающих соблюдение интересов акционеров, являющихся собственниками корпорации в условиях, когда значимая для принятия решений (как текущих, так и стратегических) информация распределена асимметрично в пользу менеджеров, стремящихся реализовать собственные цели.

Методы и механизмы корпоративного управления используют, чтобы:

увеличить капитализацию компании (стоимость бизнеса) за счет роста котировок акций и/или дополнительной эмиссии, в том числе при поглощении или присоединении;

обеспечить баланс интересов собственников компании, ее менеджмента, акционеров (миноритарных, мажоритарных, стратегических инвесторов) и других финансово заинтересованных сторон (аффилированных лиц, государства и т. д.) [25].

Проблемы корпоративного управления, связанные с попытками сбалансировать интересы разных групп лиц (акционеров, в том числе крупных, миноритарных, владельцев привилегированных акций, менеджеров организации, ее работников, государственных органов), актуальны для большинства стран.

Основные механизмы КУ включают следующие элементы:

система оценки эффективности корпоративного управления (в том числе с использованием сбалансированной системы показателей и рейтингов);

совет директоров (СД), призванный защищать интересы акционеров и соответствующим образом выстраивать отношения между ними и топ-менеджерами;

налаженная система обмена информацией между топ-менеджерами и собственниками компании (многочисленные конфликты возникают именно на этом уровне);

техническая часть: финансовые, юридические вопросы, формализация поведения всех финансово заинтересованных групп;

враждебное поглощение (рынок корпоративного контроля);

банкротство;

получение полномочий по доверенности акционеров.

Мы рассмотрим три наиболее интересных подхода к оценке качества и эффективности системы корпоративного управления [25].

В рамках третьего подхода анализируется эффективность организации функционирования технологических цепочек (ТЦ) в крупной интегрированной структуре (как на этапе подбора участников ТЦ, так и по результатам работы управляющих команд каждой из них).

Технологическая цепочка - это совокупность технологических этапов производства определенного вида продукции корпорации. В виде ТЦ могут быть организованы производственные процессы [25].

Развитие рыночной экономики, пусть даже с элементами госкапитализма в стратегически важных областях деятельности, приводит к увеличению влияния деятельности корпораций на общество.

Эти модели не нужно придумывать, они существуют в реальной практике компаний, их нужно только выделить и описать как устойчивые социально-психологические характеристики поведения компаний и составляющих их индивидов.

Рассмотрим две основные составляющие формирования корпоративных моделей: социальная ответственность и индекс образованности [33].

Используя их в качестве переменных, можно составить матрицу соответствия, представленную на рисунке 1.

Рисунок 1 - Матрица соответствия социальной ответственности и индекса образованности

Она позволяет выделить пять основных моделей корпоративного поведения, теоретически возможны и другие варианты, но представленные ниже чаще встречаются:

модель «интенсивного продвижения» представляет такое поведение организации, которое проявляется в вовлечении в её деятельность максимально доступного количества возникающих возможностей. При этом в число возможностей входят как различные внешние области деятельности, так и внутренние характеристики фирмы;

модель «осторожного прощупывания» представляет такую форму поведения организации, которая реализуется в случае тщательного продумывания и выяснения всех аспектов принимаемого решения;

модель «слепого обогащения» - эта модель, к сожалению, пока ещё достаточно распространена. Её особенностью является то, что организация использует любые предоставляющиеся возможности не для развития, а для обогащения, поэтому деятельность такой организации наносит вред социуму;

Перейти на страницу: 1 2 3 4


Меню