Проблемы оптимального функционирования управленческой деятельности в общеобразовательных учебных заведениях

Но есть еще одна сторона управленческой деятельности руководителя школы или другого учебного заведения, непосредственно обусловленный спецификой его работы. Специалисты, в частности профессор Ю.А. Конаржевський, выделяют в ней собственную культуру административного аппарата, культуру самого процесса управления, культуру условий труда и культуру документации. Считаем необходимым несколько подробнее рассмотреть названные аспекты, акцентируя внимание на конкретных функциях и действиях руководителя учебного заведения [57, 64]. Управленческая деятельность руководителя общеобразовательного учебного заведения рассматривается нами через совокупность функций, которые он выполняет. Они классифицированы нами на классические, деятельностной модернизированы. К классическим управленческих функций руководителя учреждения образования отнесены функции: принятие управленческого решения, организации и планирования, координации, регулирования, корректировки, учета и контроля, с помощью которых руководитель обеспечивает функционирование учебного заведения; в деятельностных - диагностическая, финансово-экономический, научно-методическая, научно-исследовательская, общественно-педагогическая, аналитическая, с помощью которых руководитель обеспечивает эффективность функционирования и развития образовательного учреждения; до модернизированных - прогностическая, политико-дипломатическая, представительная, менеджерская, консультативная, с помощью которых руководитель учреждения образования создает условия для развития педагогического коллектива, позитивный имидж учебного заведения, развивает собственное творчество, приобретает навыки дипломатичности и участия в работе общественных, научных, общественно-политических и других организаций, учится самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности, в целом создает конкурентоспособный заведение [74, 7].

Общие функции управления наполняются определенным содержанием только при их применении для решения задач существования конкретной системы (например, учебного заведения). Совокупность этих задач составляет содержание управленческой деятельности администрации школы, педагога, ученика (студента) и образует их целевые функции [59, 43]. Каждая целевая функция в управленческом процессе охватит все этапы (сбор и анализ информации, определение критериальной модели результата, передача цели и ее адаптация к условиям выполнения, организация деятельности для достижения цели, установление коммуникативных связей с текущим корректировкой, контроль результата, прогнозирование дальнейшего развития).

Таким образом, указанные функции полностью охватывают процесс управления СНО и позволяют реализовать основные цели образовательной политики через соответствующий механизм такого управления. Далее рассмотрим структурно-процессуальную схему осуществления механизмов государственно-общественного управления качеством ЗСО на разных уровнях, в частности национальном и региональном, а также циркуляцию информационных потоков между объектами и субъектами государственного управления ЗСО.

Цель профессионального становления директора школы, не может сводиться к образовательным стандартам, зафиксированных в соответствующих учебных планах и программах. Она должна быть связана с целями общего, профессионального и последипломного образования, а потому реализация позволила выстраивать индивидуальный образовательный маршрут личности в процессе ее непрерывного образования.

Следовательно, указанные выше функции являются достаточными, охватывая весь единичный цикл управления. Видение этих функций именно в таком контексте сделает управленческую деятельность руководителя общеобразовательного учебного заведения более современной, критериальной и целенаправленной.

Выводы к разделу

На основе анализа особенностей и структуры управленческой деятельности в учебном заведении можно определить сущность управленческого цикла (как технологии внутришкольного управления по результатам системного анализа) по следующему алгоритму:

определение конкретной управленческой цели, ориентированной на учащихся, формулировка конкретных желаемых черт, характеристик, моделирования конкретного конечного результата (прогностическая деятельность);

определение методов, с помощью которых будет измеряться этот результат (планово-прогностическая деятельность);

учета роли человеческого фактора (мотивационно-целевая деятельность);

организация работы школьного коллектива на основе результатов психолого-педагогических исследований, передового опыта, определение норм, правил, требований к деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса - моделирование деятельности учащихся, родителей в соответствии с основной целью (организационно-исполнительная деятельность);

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Меню