Конфликт в управленческой деятельности

К субъективным причинам относятся личностные качества участников конфликта и индивидуальные особенности их поведения. К группе субъективных факторов относятся: нарушение служебной этики, грубость, высокомерие, необязательность, нетерпимость критики, обман подчиненных, оценка трудового поведения подчиненных, которая выражается в несправедливом распределении работой между исполнителя, распределении оплата труда, морального поощрения, неверное отношение к критике.

3.

Стратегии конфликтного взаимодействия.

У. Томас, Килмен выделил пять видов стратегий:

1) доминирование (конкуренция) - стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб сохранения своих взаимоотношений;

2) уступчивость (приспособление) - принесение собственных интересов в жертву и ради поддержания взаимоотношений

3) уход (избегание, уклонение) - отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции достижения собственных целей из-за чего произошел конфликт.

4) компромисс (интеграция) - тактика второстепенных уступок;

5) сотрудничество (кооперация) - участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обоих сторон и сохраняющей отношения.

Соперничество.

Уместность применения, если

- критическая ситуация;

- вы уверены в своей правоте, которая значит для вас больше, чем развитие отношений;

- вы имеете заведомо более сильные позиции, чем ваши оппоненты;

- дело не очень серьезное и другим людям безразлично, чем оно закончится.

Неуместность применения, если:

- попытки сотрудничества еще не были предприняты;

- важно участие других и развитие отношений;

- слишком часто применяется;

- в результате этого оппоненты потеряют лицо и уважение к себе.

Сотрудничество.

Уместность применения, если:

- сама проблема также важна, как и отношения;

- важно участие и сотрудничество;

- есть время и энергия на обсуждение;

- есть надежда удовлетворять все требования.

Неуместность применения, если:

- если недостаточно времени;

- проблема маловажна;

- ситуация перегружена разбирательствами;

- стремления другой стороны не оправданы.

Компромисс.

Уместность применения, если:

- участие других важно, но времени недостаточно;

- хоть какое-то решение предпочтительнее, чем застой;

- попытки сотрудничества могут быть интерпретированы как соперничество, напор.

Неуместность применения, если:

- необходим творческий выход из положения;

- последствия компромисса для вас неприемлемы.

Уход от конфликта.

Уместность применения, если:

- проблема маловажная;

- дальнейшее развитие отношений маловажно;

- времени недостаточно и решение необязательно;

- вы не располагаете реальной властью, но все, же хотите предотвратить действия вашего оппонента;

Неуместность применения, если:

- и само дело, и развитие отношений для вас важны;

- оно применяется по привычке по отношению по отношению к большинству проблем;

- результатом может стать неопределенный осадок как следствие отрицательных эмоций;

- люди нуждаются в продуманно организованном столкновении лицом к лицу.

Уступка.

Уместность применения, если:

- дело вас практически не трогает;

- вы бессильны и не хотите предотвращать действия вашего оппонента.

Неуместность применения, если:

- в результате вы затаите ненависть;

- этот стиль используется по привычке с тем, чтобы заслужить одобрение других людей, в итоге: депрессия, потеря уважения к себе.

Выбор той или иной стратегии зависит от особенности ситуации, поведения партнеров; от собственных личностных особенностей.

В конкретных обстоятельствах любая из них может оказаться адекватным выход из конфликтной ситуации. Наиболее действенным является переговорный процесс, приводящий к сотрудничеству и компромиссу.

4.

Типы конфликтных личностей.

Особенности протекания конфликта зависят от типа конфликтности личности, который определяется акцентуацией характера; психофизиологическими особенностями; свойствами нервной системы, определяющей темперамент личности; наличием у человека внутренних конфликтов; психоэмоциональным состоянием, стрессовым, состоянием фрустрации, половозрастных особенностей.

Бородкин, Захаров, Коряк выделяют:

1) Демонстративный (истероидный). Всегда хочет быть в центре внимания, любит хорошо выглядеть в глазах других, отношение к людям определяется тем, как они относятся к нему, хорошо чувствует себя в конфликтной ситуации. Часто является источником конфликта, но себя таковым не считает;

Перейти на страницу: 1 2 3


Меню