Психологические аспекты лидерства и руководства

Впервые теорию стилей руководства разработал и обосновал К. Левин, на экспериментальных данных он выделил три основных стиля:

- авторитарный (директивный);

- демократический (коллегиальный);

- попустительский (либеральный).

Основным критерием для выделения стилей является способ принятия решения.

Сам Левин отмечал, что некоторые считают, что демократический стиль более эффективный, так как учитываются интересы, позиции каждого члена группы; уменьшается вероятность принятия неверного решения; возникают разные варианты решения. Но Левин отмечал, что этот стиль не всегда более эффективен, чем другие. Авторитарный стиль более эффективен в следующих ситуациях:

- когда квалификация работников достаточно низкая;

- когда члены группы предпочитают, чтобы ими руководили авторитарно, так как не желают брать на себя ответственность за решения;

- когда требуется немедленно принять решение и четко координировать действия в экстремальных условиях.

Оба стиля в чистом виде не существует; в зависимости от ситуации используется как авторитарный, так и демократический стили руководства. Часто содержание и формы стилей руководства не соответствуют друг другу.

К. Левин пришел к выводу, что сам по себе стиль руководства не может быть эффективен или нет, необходимо учитывать определенные факторы.

Вероятностная модель управленческой эффективности Ф. Фидлера, который считал, что стиль руководства должен выбираться в соответствии с рядом условий деятельности: в зависимости от ситуации, которая характеризуется рядом параметров:

- степень благоприятности отношений (руководителя с подчиненными);

- величина власти, влияние руководителя, которые связаны с возможностью эффективного контроля над действиями подчиненных;

- особенности структуры групповой задачи.

Фидлер отметил: руководитель авторитарного стиля добивается большей эффективности в ситуациях, требующих высокой или низкой степени контроля, (экстремальных или очень благоприятных). А руководитель демократический эффективен в ситуациях, требующих средней степени контроля.

Р.Блейк, Д. Мутон описали пять стилей работы менеджера. Критерии, ставшие основой для выделения стилей: забота о людях (внимание к человеку); внимание к производству.

. Невмешивающийся менеджер. Он не принимает усилий для стимулирования основной деятельности и не в плане заботы о подчиненных.

. Стиль руководства, присущий «президенту загородного клуба»: менеджер уделяет максимум внимания взаимосвязям между работниками, создает благоприятный микроклимат.

. Авторитарно-ориентированный стиль руководства ориентирован на решение производственных задач.

. Организационно-бюрократический стиль руководства. Такой менеджер озадачен тем, чтобы вышестоящий менеджер был им доволен, поэтому он старается балансировать между решением производственных задач и социальных проблем работников, не концентрируясь при этом полностью не на тех, не на других проблемах.

. Стиль капитана команды, который проявляет большую заботу и о производственных и о социальных проблемах работников, помогает сотрудникам расти по карьерной лестнице, прилагает много усилий для развития организации.

Блейк и Мутон отмечали, что пятый стиль на практике очень редко встречается, применить его сложно.

Продолжая идеи предшественников П. Херси, К. Бланшард разработали концепцию стилей руководства, отмечая, что эффективный руководитель выбирает тот стиль руководства, который наиболее соответствует уровню развития группы. Они выделили четыре возможных уровня развития группы.

Уровень А - группа, не способная и не желающая работать.

Уровень Б - группа восприимчивая, желающая, но не способная работать.

Уровень В - группа, желающая, частично способная работать.

Уровень Г - группа полностью способная и желающая работать.

Они отмечали, что каждому уровню развития группы должен соответствовать такой же стиль руководства, который бы не только был эффективен для управления группой, но и создает предпосылки для развития группы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4


Меню