Анализ внешней и внутренней среды предприятия при помощи СТЭП и SWOT-анализа
Стратегическое управление рассматривает окружение как совокупность трех сред: макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды организации. При этом необходимо учитывать множество факторов, влияющих на данную организацию. Они различны по характеру, времени появления, силе, постоянству и времени воздействия на фирму и т.п. Из множества факторов в каждой сфере макроокружения выбираются факторы, действие которых вызывает адекватную реакцию фирмы, т.е. формируется базовый перечень факторов.
Итак, рассмотрим эти факторы.
1. Анализ макроокружения.
Экономические факторы. Главным образом на рассматриваемое предприятие влияет экономический кризис. Так, за счет растущей от года к году инфляция (которая выступает угрозой) увеличивается стоимость сырья, материалов, транспортных расходов, что в первую очередь отражается на продажной цене бытовой техники. Рост цены, в свою очередь, приводит к сокращению продаж, поскольку средний доход на душу населения остается низким, не успевает за темпом роста инфляции. Это может привести к появлению конкурентов (с более мощным запасом финансовых средств), уменьшению числа покупателей.
Система налогообложения, напротив, является возможностью, поскольку ИП Нагибин М.Л. с 2009 года находится на упрощенной системе. Это дает возможность перераспределять часть чистой прибыли не на издержки, а для совершенствования материально-технической базы, развития торговой деятельности и другое, улучшение качества товаров.
Также положительным моментом является то, что уровень покупательской способности, как и уровень жизни населения, растет с каждым годом.
Также необходимо отметить, что возможность иметь несколько расчетных счетов, в том числе валютный, и использование наличного и безналичного расчетов дают преимущества любой организации.
Социальные факторы. Наиболее важным социальным фактором для ИП Нагибин М.Л., как для предприятия занимающегося реализацией непродовольственной продукции, является постоянство пристрастий и вкусов населения. Многие покупатели до сих пор считают, что отечественная быттехника, в том числе холодильники "Бирюса", наиболее надежны, долговечны и доступны по цене. Другая часть потенциальных покупателей, напротив, предпочитают товары раскрученных брэндов, престижных марок.
Также следует отметить, что демографическая ситуация может повлиять на рост продаж, так как большинство видов продукции ориентировано на людей со средним и высоким уровнем достатка. Причем основная масса покупателей находится в возрасте свыше 30 лет.
Прочие факторы. Прежде всего, государство регулирует сферу деятельности рассматриваемого предприятия через таможенную систему, завышая величину взимаемых пошлин и сборов.
К тому же, в настоящее время, когда сегмент частного бизнеса в России находится на этапе становления, барьером может стать несовершенство законодательных актов и нестабильность валютных курсов.
2. Анализ непосредственного окружения.
Изучение непосредственного окружения направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми предприятие находится в непосредственном взаимодействии. Это такие составляющие как покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы.