Характеристика арт-кафе

Конечно, эти процессы происходят не стихийно, а достаточно планомерно, они сопровождаются соответствующими теоретическими исследованиями и законодательным регулированием. Скажем, в «тэтчеровской» Британии сознательно «перекрыли кислород» ресурсозатратной тяжелой промышленности, чтобы стимулировать развитие малого и среднего бизнеса. Тогда же, в конце 90-х, была разработана государственная программа развития творческих индустрий.

Следовательно, при условии грамотного государственного протекционизма индустрия культуры может стать реальным источником наполнения бюджета страны и действенным каналом промоции культуры.

Формирующиеся тенденции в культурной сфере есть за что критиковать, но, в конце концов, преодолев неминуемую фазу дискуссий, конфликта интересов, можно совместными усилиями достичь результата. Необходимо опираться на мировой опыт, максимально адаптировав его к украинским реалиям. Изменения должны быть направлены на укрепление культурной идентичности, обеспечение целостности национального информационно-культурного пространства и полноструктурности национальной культуры, через поддержку развития национальных культурных индустрий и содействие творчеству украинских деятелей искусства и культуры. Такие аспекты, как культурное разнообразие, расширение участия граждан в культурных процессах, реализация творческого потенциала, которым много внимания уделяют в Европе, по разным причинам на данном этапе не входят в приоритеты государственной политики Украины.

Национальный культурный продукт создается на основе национальных произведений, содействие развитию которого лежит в основе принципа государственного протекционизма. Должен быть сформирован механизм поддержки национальных произведений и национального культурного производителя.

Для развития национального культурного продукта также необходимо стимулировать конкурентоспособность производителей на открытом рынке. Пока приходится бороться за то, чтобы украинский культурный продукт овладел внутренним рынком. Но этого никогда не добиться, если довольствоваться товаром для внутреннего потребления, ведь именно на глобальный рынок ориентировано большинство отечественных потребителей.

В формате, закрепляющем жесткую последовательность произведение - продукт, кроме экономических, следует принять во внимание и некоторые культурологические нюансы. В частности - сектор творческих индустрий, где работают производители культурного продукта, по определению творческий, креативный. И именно здесь довольно часто создаются явления, имеющие самодостаточную смысловую (а следовательно - культурную) ценность: концепции, методики, ноу-хау, визуальные идеи. Очевидно, что одним из критериев сертификации культурного продукта и присвоения ему той или иной категории также должна стать его инновационность.

Прежде всего, речь идет о формировании культурного продукта, которым являются товары и услуги, производящиеся (тиражирующиеся) в процессе культурной деятельности, на основе произведений и служат для удовлетворения гражданами своих творческих, духовных потребностей, потребностей досуга (издания, фильмы, их демонстрация, аудиопродукты (фонограммы, аудиоальбомы), произведения прикладного искусства, театральные и цирковые представления, концерты и т.д.). В данной концепции также необходимо учитывать добавленную стоимость интеллектуальных и организаторских усилий, которые должен приложить производитель для того, чтобы произведение стало продуктом. Если опираться на европейскую практику, то определение культурного продукта должно выглядеть так: «это товары и услуги, экономическая стоимость которых напрямую зависит от интеллектуальной и эстетической составляющей.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Меню