Исторический аспект развития принципов управления

В 1912 году в книге «Производительность как основание для управления и оплаты труда» Гаррингтон Эмерсон (1853-1931) сформировал «Двенадцать принципов производительности». Эмерсон считал: … «работать напряженно - значит прилагать к делу максимальные усилия; работать производительно - значит, прилагать к делу усилия минимальные».

Основатель американского автомобилестроения Г. Форд указывал: «Одна из целей промышленности - это не только снабжать потребителей, но и создавать их».

В целом, заслуги Тейлора, Ганна, супругов Гилберт, Форда и др. заключается в утверждении следующих принципов научного управления: 1) использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения задачи; 2) отбор работников, наиболее подходящих для выполнения определенных задач и их обучение; 3) обеспечение работников ресурсами, требующими для эффективного выполнения задач; 4) систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности; 5) выделение планирования и обдумывания в отдельный процесс; 6) утверждение менеджмента в качестве самостоятельной формы деятельности, самостоятельной науки, обладающей свойственными только ей функциями. Данная школа появилась и существовала в период (приблизительно) с 1905 по 1920 годы.

Возникновение административной (классической) школы (1920-1950 гг.) управления связывают с именем А. Файоля.

Файоль создал «теорию администрации», которая была в дальнейшем развита Урвиком и Муни. Целью административной школы было создание универсальных принципов управления, следуя которым, по убеждениям создателей школы, организация, несомненно, достигнет успеха.

Файоль утверждал, что принципы управления - это основные правила, определяющие построение и функционирование системы управления; важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления. Сформулированные Анри Файолем 14 принципов управления имеют следующее содержание: 1) разделение труда - специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы; 2) полномочия и ответственность - каждому работающему должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполняемые работы; 3) дисциплина - рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством, менеджеры должны применять справедливые санкции к нарушителям порядка; 4) единоначалие - работник получает распоряжение и отчитывается только перед одним непосредственным начальником; 5) единство действий - все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану;6) подчиненность интересов - интересы организации имеют преимущества перед интересами отдельных сотрудников; 7) вознаграждение персонала - получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд; 8) централизация - естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности; 9) скалярная цепь - неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»); 10) порядок - рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте; 11) справедливость - установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи; 12) стабильность персонала - установка работающих на лояльность по отношении к организации и долгосрочную работу так, как высокая текучесть кадров снижает эффективность организации; 13) инициатива - поощрение работников к выработке независимых функций, в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ; 14) корпоративный дух - гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий (в единстве - сила).

Нельзя забывать, что теории управления Тейлора и Файоля имеют не только сходство, но и различие. Тейлор предлагал установить рациональное управление предприятиями «снизу», а Фойль - «сверху». Файоль подчеркивал, что никакого противоречия между его теорией и теорией Тейлора нет, просто они рассматривают разные уровни управления: Тейлор - цеховое управление, а он - высшее административное.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5


Меню