Опубликованные взгляды на сущность мотивации

Он заключил, что процесс обретение удовлетворенности и процесс нарастания неудовлетворенности, с точки зрения обуславливающих их факторов, являются двумя различными процессами, т.е. факторы, которые вызывали рост неудовлетворенности, при их устранении не обязательно приводили к увеличению удовлетворенности.

Рис.5. Независимые процессы удовлетворенности и неудовлетворенности

И наоборот, из того, что, какой-либо фактор способствовал росту удовлетворенности, никак не следовало, что при ослаблении влияния этого фактора будет расти неудовлетворенность (рис.5).

Процесс "удовлетворенность - отсутствие неудовлетворенности" в основном находится под влиянием факторов, связанных с содержанием работы. Данные факторы оказывают сильное мотивирующее воздействие на поведение человека. Если эти факторы не присутствуют, то их отсутствие не вызывает сильной неудовлетворенности. Герцберг назвал эти факторы "удовлетворителями"/6.С.154-155/. Обычно эти факторы называют мотивирующими. Мотивирующие факторы рассматриваются как самостоятельная группа потребностей, обобщенно которую можно назвать группой потребностей в росте. К этой группе относятся такие потребности или факторы, как достижение, признание, ответственность, продвижение, работа сама по себе, возможность роста. Если данные потребности удовлетворяются, то и человек испытывает удовлетворение. А так как они могут приводить к удовлетворению, то они играют мотивирующую роль.

Процесс "неудовлетворенность-отсутствие неудовлетворенности" определяется влиянием факторов связанных с окружением, в котором осуществляется работа. Это внешние факторы. Их отсутствие вызывает чувство неудовлетворенности. В то же время наличие факторов этой группы не обязательно вызывает состояние удовлетворенности. То есть данные факторы не играют мотивирующей роли. В литературе по управлению обычно их называют факторами "здоровья". К факторам здоровья относятся заработная плата, безопасность на рабочем месте, условия на рабочем месте, статус, правила, распорядок и режим работы, качество контроля со стороны руководства, отношения с коллегами и подчиненными. Одним из самых парадоксальных выводов, который был сделан Герцбергом анализом факторов здоровья, явился вывод о том, что заработная плата не является мотивирующим фактором/6/.

Таким образом, на основе разработанной концепции двух факторов Герцберг сделал вывод о том, что менеджер должен обращать первостепенное внимание на устранение факторов вызывающих неудовлетворенность и концентрировать внимание на приведение в действие мотивирующих факторов и пытаться добиваться высоких результатов труда через механизм достижения работниками состояния удовлетворенности /6.С.155/.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 


Меню