Сущность кадрового менеджмента

Рост конкуренции, совершенствование технологий, борьба за потребителя и качество продукции заставляют предприятие по-новому рассматривать комплекс вопросов менеджмента. Изменяются и требования к работнику. Главным становятся признание высокой социальной ответственности сотрудников организации и в первую очередь управляющих. Современный подход в менеджменте - это адекватная реакция на перемены, непрерывно меняющиеся технологии и неопределенность среды с учетом человеческих ценностей. Человеческий потенциал, способность руководителя правильно поставить цель и эффективно распорядиться трудовыми ресурсами превращаются в главный фактор успеха предприятия. Трудовые ресурсы - это все работники предприятия, в том числе производственный и управленческий персонал (руководители и специалисты).

Кадровый менеджмент рассматривает людей как достояние производственной организации, ресурс, который, как и другие ресурсы, надо эффективно использовать для достижения целей.

Наиболее часто кадровый менеджмент трактуют как мобилизацию сотрудников посредством активной работы менеджеров. Для этого применяются такие подходы:

Ø отношение к труду как источнику доходов предприятия;

Ø создание каждому сотруднику простора для деятельности, чтобы он мог внести личный вклад в общее дело;

Ø активная социальная политика.

Цель кадрового менеджмента - подбор компетентных и заинтересованных сотрудников, умение их удержать, совершенствование профессиональной подготовки работников.

Управление кадрами - более широкое понятие, включающее в себя следующие составляющие:

Ø подход к работнику как главному фактору реализации целей предприятия;

Ø отношение к человеку как к источнику доходов и статье инвестиций;

Ø анализ потребностей предприятия в человеческих ресурсах;

Ø анализ ситуации с трудовыми ресурсами во внешней среде;

Ø формирование трудовых ресурсов предприятия;

Ø создание системы взаимодействия работников, их взаимоотношения.

В философии менеджмента кадров сотрудники - это активы предприятия, человеческий капитал. Он предполагает меньший контроль за работниками, но большую мотивацию и стимуляцию труда.

При кадровом менеджменте требуется активная позиция и от самого сотрудника. Он больше не является объектом каких-то применяемых к нему мер или лицом, которому спускают циркуляры. Он лично ответствен за результаты труда, успехи и достижения. Это предъявляет особые требования к структуре предприятия, его политике в области организации производства и создания определенных условий труда. И то и другое должно оставлять место для личной инициативы.

Кадровая политика из «реагирующей» превращается в активную, стратегическую, часть общей политики предприятия.

Кадровый менеджмент, то есть работа с персоналом, вышел на первый план и превратился в одну из основных обязанностей руководителей всех уровней и направлений. К его основным принципам относятся:

Ø безусловная ориентация на требования законодательства о труде;

Ø учет не только текущих, но и перспективных потребностей предприятия в персонале, исходящих из задач его развития, прогноза рыночной конъюнктуры и тенденции естественного движения рабочей силы;

Ø соблюдение баланса интересов предприятия и его работников;

Ø создание условий для сокращения числа увольнений и уровня занятости;

Ø широкое сотрудничество с профсоюзами;

Ø максимальная забота о каждом человеке, уважение его прав, свобод, достоинства.

Управление кадрами включает ряд взаимосвязанных ключевых элементов, которые образуют цикл менеджмента трудовых ресурсов:

Ø отбор работников;

Ø оценка профессиональной деятельности;

Ø система вознаграждения;

Ø возможность обучения и повышения квалификации.

Управление трудовыми ресурсами включает также:

Ø анализ рынка труда;

Перейти на страницу: 1 2 3


Меню