Понятие и сущность организационной структуры

Признаки оптимальной структуры:

небольшое число уровней руководства;

небольшие подразделения или автономные группы с высококвалифицированным персоналом;

целенаправленная работа на потребителей;

предусмотрение изменений или быстрая реакция на них;

высокая производительность и низкие затраты - высокая эффективность.

Поскольку предназначение организационной структуры состоит в том, чтобы обеспечить достижение стоящих перед организацией целей, проектирование структуры должно базироваться на стратегических планах организации и переменных внешней среды, в которой она осуществляет свои операции. Структура организации должна быть такой, чтобы обеспечить реализацию ее стратегии. Поскольку с течением времени стратегия и внешняя среда меняются, то необходимы соответствующие изменения и в организационных структурах, применение новых организационных форм структур. Необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организационной структуры управления на основе системного подхода. Системность подхода к формированию структуры проявляется в следующем: не упускать из виду ни одну из управленческих задач, без решения которых реализация целей окажется неполной; выявить и взаимоувязать применительно к этим задачам всю систему функций, прав и ответственности по вертикали управления; исследовать и организационно оформить все связи и отношения по горизонтали управления; обеспечить ограниченное сочетание вертикали и горизонтали управления, имея в виду нахождение оптимального для данных условий соотношения централизации и децентрализации в управлении.

Содержание процесса формирования организационной структуры в значительной степени универсально. Оно включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и места подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы которые осуществляются в организационной системе управления. Весь этот процесс можно организовать по трем крупным стадиям: 1) формирование общей структурной схемы аппарата управления; 2) разработка состава основных подразделений и связей между ними; 3) регламентация организационной структуры.

Разработка организационной структуры управления предприятием включает: определение состава органов управления и их количество; установление уровня компетенции, прав, обязательств и ответственности каждого звена; установление количественного состава работников; формирование применяемых методов руководства; определение состава информации и техники ее обработки и использования [8. 90].

Основные элементы организационной структуры управления предприятием: состав и структура функций управления или процессов по обеспечению потребностей и запросов потребителей; численность работников управления по функциям или процессам и их профессионально-квалификационный состав; состав самостоятельных структурных подразделений; количество уровней управления или автономных групп (бизнес-групп) и распределение работников между ними; централизация или децентрализация управления; информационные взаимосвязи.

Перейти на страницу: 1 2 3 4


Меню