Определение типа организационной культуры

В последние годы все больший интерес вызывают вопросы, связанные с исследованиями организационной культуры. Это, действительно, очень актуальный вопрос, так как организационная культура оказывает всепроникающее воздействие на деятельность организации.

Организация - это сложный организм, основой жизненного потенциала которого является организационная культура: то, ради чего люди стали членами организации; то, как строятся отношения между ними; какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации они разделяют; что по их мнению хорошо, а что плохо, и многое другое из того, что относится к ценностям и нормам. Все это не только отличает одну организацию от другой, но и существенно предопределяет успех функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе. Организационная культура не так явно проявляется на поверхности, ее трудно «пощупать». Если можно говорить о том, что организация имеет «душу», то этой душой является организационная культура.

Организационная культура - сегодня популярная и актуальная тема, поскольку целенаправленное формирование организационной культуры может позволить эффективно использовать человеческие ресурсы предприятия для реализации ее стратегии, повысить уровень управляемости организацией, усилить сплоченность команды, использовать как фактор, направляющий сотрудников на достижение целей.

Носителем организационной культуры является персонал. Наиболее заметно она проявляется в стереотипах поведения отдельного сотрудника, его оценках, отношениям к задачам, ситуациям, другим сотрудникам.

Для выявления типа организационной структуры сотрудниками была заполнена анкета Харрисона, в результате чего получены следующие данные.

Сводные результаты анкетирования сотрудников (Таблица 5.1)

Таблица 5.1 - Результаты анкетирования сотрудников

Должность

Тип культуры

Культура власти

Культура роли

Культура задачи

Культура личности

1

2

3

4

5

Директор

39

48

37

26

Старший бухгалтер

30

50

40

30

Бухгалтер

40

40

41

29

Маркетолог

33

42

46

29

Менеджер по продажам

33

46

39

32

Итого:

175

226

203

146

Таким образом, в данной организации преобладает культура роли так и культура задачи.

Культура роли - это классическая форма организации (более известная как бюрократия). В ней основным источником власти является власть положения. Для эффективного выполнения определенной роли назначаются конкретные сотрудники, к личной власти относятся с подозрением, а власть специалиста ценится только в совокупности с соответствующим ей положением. Основным методом влияния являются правила и методики.

Перейти на страницу: 1 2 3 4


Меню