Основные теории лидерства

В каждом конкретном случае действия руководителя должны определяться конкретной ситуацией. Эффективным окажется лидер, который сумеет использовать возникшую ситуацию. Для этого необходимо хорошо знать способности подчиненных, их возможности для выполнения поставленной задачи, пределы своего влияния на исполнителей.

В процессе выполнения задачи может измениться ситуация, и это потребует изменить способы воздействия на подчиненных, то есть стиль руководства. Как и управление в целом, лидерство в какой-то мере является искусством, поэтому успешным окажется лидер, способный при необходимости изменить стиль руководства, то есть ориентироваться на реальные условия производства и окружающей среды.

Современные подходы к эффективному лидерству включает: концепцию субститутов и усилителей влияния, само- и сверхруководство, тренерский стиль, трансформационное руководство и харизматический подход.

В частности трансформационное руководство и харизматический подход появились в последние годы на основе попыток сформулировать качества лидеров, которые придают им ореол особой значимости, исключительности и магнетизма, позволяя увлекать за собой людей. Установлено. Что те, кто идет за харизматическими лидерами, отличаются высокой мотивацией, способны работать с энтузиазмом и достигать значимых результатов. Такого рода лидеры особенно необходимы на переломном этапе развития, в период выхода из кризисного состояния, осуществления радикальных реформ и изменений.

Современные специалисты в области менеджмента считают, что лидерство - это всегда определенное социальное отношение. В него следует включить по крайней мере 4 переменных:

. характеристики лидера;

2. позиции, потребности и прочие характеристики его последователей;

. характеристики организаций (ее цель, структура, природа задач, подлежащих выполнению);

. социальную, экономическую и политическую среду.

Таким образом, личностные особенности лидера не могут не рассматриваться в более широком контексте. Участие в организации ведет к появлению социального «пласта» в анализе психологических характеристик лидерства и менеджмента.[7, с.216]

Новые экономические условия приводят к появлению новых организационных форм и особых стилей лидерства. Предполагается несколько идей управления и лидерства:

· поддержка только высокоприбыльных проектов - активность внутри фирмы для повышения ее прибыльности;

· введение полной автономии линейных менеджеров, находящихся в контакте с потребителями, разрешение им организовать работу по своему усмотрению, изменять технологии для удовлетворения запросов клиентов;

· управление помимо существующей иерархии;

· использование формальной и неформальной информационных сетей, объединяющих автономные элементы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 

Меню