Направления совершенствования профессионализма руководителей и специалистов

Введём пояснения к понятиям, используемым в пирамиде целей.

Миссия организации - это верховный смысл её существования как магистральное направление её деятельности на разрешение глобальных проблем имеющейся ситуации.

Главная цель деятельности - это разрешение основного противоречия, определяющего состояние наличествующей ситуации как проблемной.

Задачи - это конкретные шаги, направленные на достижение цели.

Рис. 1.3.2. Технология построения пирамиды целей организации

При этом цели и задачи могут быть различной общности и в этом смысле меняться местами: то, что является целью на конкретном этапе или ступени, становится одной из задач на более высокой ступени. [4, с.118-121]

. Образовательные технологии.

В самом широком смысле слова социальные технологии представляют собой определенные элементы человеческой культуры, возникающие эволюционно, в ходе исторического процесса и имеющие целью удовлетворять конкретные общественные потребности. Возникнув стихийно, социальные технологии имеют способность строиться по законам эволюции данной культуры как искусственное образование, главная функция которого - соединение науки и практической деятельности.

В данном контексте профессия также является социально- технологическим механизмом [6, с.10], который создан обществом для обеспечения своих потребностей путем локализации его в определенном виде профессиональной деятельности - профессиональной группе, являющейся носителем и генератором профессионального опыта, знаний, навыков, умений и так далее. Как отмечает П.А. Сорокин, «профессия, как и другие социально-психологические признаки индивида, не передаются путем биологической наследственности. Она представляет костюм, который можно надеть, снять и переменить…». [7, с.499]

Из всех компонентов культуры следует выделить наиболее технологичную и подвижную сферу - сферу образования.

Формирование модели образовательной технологии осуществляется через реализацию взаимосвязанных этапов исследовательской и организаторской деятельности образовательных учреждений совместно с руководством предприятий. В основных чертах эти этапы могут быть сведены к следующему.

1. Формирование социального заказа через диагностику объекта технологизации (в данном случае - диагностику уровня развития и направленности образовательных потребностей и профессионально-образовательных установок персонала и изучение их потребностей в специальностях определенной квалификации и специализации).

2. Разработка структуры учебного процесса через отбор соответствующих учебных дисциплин оптимальных норм и методов учебных занятий, организационно-кадровое и техническое обеспечение учебного процесса.

. Определение критериев эффективности и результативности процесса обучения, организация социально-психологического мониторинга функционирования реального процесса обучения.

. Анализ результатов функционирования образовательной технологии через сопоставление запланированных и достигнутых результатов, открытие новых проблемных ситуаций и первоначальное формирование новой цели и объекта технологизации.

Анализ уровня и характера образовательных интересов и установок профессиональной группы предприятия дает косвенное представление об общей направленности профессиональной мотивации и целеполагания [4, с.128], с одной стороны, а с другой - определенное представление о соответствии профессионально-образовательных потребностей и установок и сферы образовательных услуг (в данном случае систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов).

Одним из важных является высокий уровень профессиональной подготовки руководителей структурных подразделений организации. Руководитель подразделения должен формировать стратегию подготовки, переподготовки и повышения квалификации своего персонала, разрабатывать гибкую технологическую модель образовательного развития своего коллектива через:

· анализ кадрового состава и отбор неподготовленного персонала для обучения в соответствии с квалификационно-должностными требованиями;

· выбор «образовательной траектории» для сотрудников с учетом специальных требований к работе, а также личных образовательных установок сотрудников и перспектив их должностного роста;

Перейти на страницу: 1 2 3 4


Меню