Взаимосвязь между профессиональной компетентностью продавцов и их потребностью в профессиональной самореализации

Персонал любой организации - это ее главный ресурс, и от того, насколько он «качественный» - зависит успешность всей организации. Успешность организации во многом обусловливается профессионализмом тех людей, кто осуществляет продажи. Деятельность продавцов является ключевой в коммерческих организациях, связанной с непосредственными контактами с потребителями, обеспечивающей получение прибыли. От компетентности продавцов зависит эффективность функционирования организации. Практика свидетельствует, что часто многие продавцы не обладают необходимым уровнем профессиональной компетентности. В результате возникает противоречие между высокими требованиями, предъявляемыми к их профессионализму, и недостаточным уровнем развития их компетентности. Достичь высокого уровня профессиональной компетентности можно, только если в этом есть потребность профессионального самосовершенствования, профессионального развития самого продавца, потому что при всех достижениях современных подходов к развитию профессионалов, необходимо внутреннее стремление самого специалиста к достижению компетентности.

Компетентность для специалиста - это профессиональное условие, с помощью которого он достигает поставленных перед собой внутренних целей своей профессиональной деятельности, то есть компетентность - это одновременно и средство, и условие, с помощью которых человек и реализует и оценивает себя как специалист. Следовательно, профессиональная компетентность расширяет качества продавцов как субъектов своего развития.

Превращение человека в субъекта, заинтересованного в самосовершенствовании, обусловливает его становление как профессионала, способного к построению своей деятельности, ее изменению и развитию. Таким образом, «профессиональное развитие неотделимо от личностного - в основе того и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования - самореализацию.

В теоретическом плане на данный момент в науке нет ясного понимания, что такое потребность в профессиональной самореализации, существует путаница в понятиях, обозначающих это явление, также существуют различия в теоретических взглядах ученых, занимавшихся этой проблемой, подчас существуют противоположные точки зрения. Что касается специфики исследования профессиональной компетентности продавцов, то исследований на эту тему очень мало, особенно в применении к современным специалистам.

В практическом плане существуют трудности не меньшего порядка. Например, очень слабо развит инструментарий, которым можно отследить и измерить потребности профессиональной самореализации человека, а тот, который существует на данный момент, очень зависит от того теоретического направления, в русле которого он был разработан. Эта же проблема относится и к изучению профессиональной компетентности продавцов, где инструментария просто нет, из-за частой узкой специализации конкретных представителей профессии.

В то же время потребность в практических сведения по этим проблемам огромна, так как знание поможет сделать процесс работы по подготовке продавцов более эффективным, и следовательно, даст возможность организациям стать более эффективными.

Именно поэтому наша работа является актуальной, так как позволяет внести новые сведения в изучение этой проблемы, что позволит расширить представление об этой стороне психологического знания.

Цель исследования: раскрыть содержание взаимосвязи профессиональной компетентности продавцов и потребности в профессиональной самореализации.

Объект исследования: профессиональная компетентность и потребность в профессиональной самореализации

Предмет исследований: особенности взаимосвязи профессиональной компетентности продавцов и потребности в профессиональной самореализации.

Гипотеза: существует взаимосвязь между профессиональной компетентностью продавцов и их потребностью в профессиональной самореализации.

Задачи исследования

1 Осуществить теоретико-методологический анализ изучаемой проблемы исследований.

2 Дать теоретическое описание психологической структуры и содержания профессиональной компетентности и потребности в профессиональной самореализации продавцов.

3 Провести эмпирическое исследование особенностей взаимосвязи профессиональной компетентности и потребности в профессиональной самореализации.

Использованные в исследовании методы:

Методы теоретического анализа (проблемно-ориентированный анализ, позволивший сформулировать исходные положения исследования; понятийно-терминологический анализ психологической и педагогической литературы, применявшийся для описания категориального поля проблемы);

Эмпирические методы:

- Модифицированная методика «Самооценка карьерной успешности»;

- Экспертная самооценка профессиональной компетентности продавцов;

- Модифицированная методика изучения смысложизненных ориентаций в профессиональной сфере (СЖО);

- Опросник профессиональной самореализации;

- Методика «Диагностика мотивационной структуры личности» В. Э. Мильмана;

- Методы статистической обработки данных (ранговый корреляционный анализ Спирмана).

Исследование проводилось в г. Красноярске в период с 25.02.2010 по 15.04.2010. в исследовании принимало участие 20 человек - сотрудников сети магазинов «Бесконечное размножение».

Теоретическая значимость исследования в том, что был обобщен и проанализирован теоретический опыт, накопленный в науке, о проблеме взаимосвязи профессиональной компетентности и потребности в профессиональной самореализации продавцов.

Практическая значимость исследования в том, что его результаты могут применяться менеджерами по персоналу, для повышения эффективности работы продавцов, а также повышения удовлетворенности трудом.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ПОТРЕБНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

    Меню