Методы коммуникации в организациях
В ходе совместной деятельности люди обмениваются различными представлениями, идеями, взглядами, предложениями, знаниями, установками. Все это можно рассматривать как информацию, а сам процесс коммуникации представить как процесс обмена информацией. Именно потому, что обмен информацией встроен во все основные виды управленческой деятельности, коммуникации часто называют связующим процессом менеджмента. Одним из важнейших инструментов управления в руках руководителя является имеющаяся в его распоряжении информация. Используя и передавая эту информацию, а также получая обратные сигналы, менеджер организует и мотивирует своих подчиненных. Поэтому многое зависит от его способности передавать информацию таким образом, чтобы достигалось наиболее адекватное восприятие ее теми, кому она предназначена.
Вообще, важность коммуникаций в управлении вряд ли возможно переоценить. Если люди не обмениваются информацией, они не могут полновесно работать сообща, формулируя цели и стремясь их достигнуть.
К сожалению, для современной России проблема неэффективности организационных коммуникаций очень актуальна. В последнее время коммуникации в нашей стране претерпели коренное изменение. От административно-командной системы страна резко перешла к рыночным отношениям. Если раньше управление предприятием в основном заключалось в том, что от руководителей к подчиненным поступали приказы, которые нельзя было не уточнить, не обсудить, инициативность наказывалась, а сообразительные работники нередко не могли продвинуться по службе, то сегодня руководители предпочитают другой подход к организации работы с подчиненными. Инициативность теперь приветствуется, проводятся общие коллективные собрания не для “галочки”, а для обсуждения реальных проблем развития предприятия, выслушивания предложений и просьб подчиненных. Активность работников поощряется не только морально, но и материально. Преимущества такого подхода к взаимодействию с подчиненными уже давно осознали зарубежные компании. Российские предприятия только начинают внедрять эффективные коммуникационные технологии и новые методы коммуникации. Нередко руководители сталкиваются с сопротивлением со стороны подчиненных при внедрении новых коммуникационных технологий, которые им непривычны.
Коммуникации - это связующие нити, объединяющие взаимозависимые части организации. Поэтому я и выбрала для своей выпускной работы эту наиглавнейшую тему и, что самое главное - это даст мне возможность грамотно применять и пользоваться полученными знаниями в моей дальнейшей работе.
Один из первых теоретиков организационного поведения Ч. Бернард отмечал, что в любой достаточно полной теории организации коммуникация займет центральное место, потому что структура, размеры и масштабы деятельности организаций почти полностью определяются средствами коммуникаций. Позже Д. Кац и Р. Кан писали, что коммуникация является социальным процессом, имеющий важнейшее значение для функционирования любой группы, организации или общества, и что она образует самую суть социальной системы или организации. Поэтому данная тема представляется весьма актуальной.
Коммуникация предоставляет средства для выработки и исполнения решений, осуществления обратной связи и корректировки целей и процедур деятельности организации в соответствии с требованиями ситуации. Поэтому и менеджеры, и исполнители должны понимать основные концепции и способы применения коммуникационных технологий и быть способными принимать важные решения относительно их использования.
Исходя из заявленной темы, цель работы была сформулирована следующим образом: опираясь на имеющиеся общетеоретические и прикладные разработки, изучить концептуальные и методические подходы к управлению организационными коммуникациями в контексте современных социально-трудовых отношений и провести практическое исследование рассматриваемых проблем на конкретном объекте.
Для достижения данной цели были поставлены задачи:
· проанализировать сущность коммуникаций в организации;
· исследовать элементы и этапы коммуникационного процесса, применяя метод анкетирования;
· выявить недостатки организационных коммуникаций в исследуемой организации;
· предложить мероприятия по совершенствованию коммуникационных процессов в исследуемой организации.
Объектом изучения является воронежский филиал ООО «Юго - Запад».
Предметом данной работы является процесс управления организационными коммуникациями в исследуемой организации.
В ходе исследования были использованы такие общетеоретические методы исследования, как анализ, синтез, индукция, дедукция, а также соответствующие прикладные инструменты (изучение документов, наблюдение, интервьюирование, анкетирование).
Научно-методической и прикладной базой для написания работы послужили современные пособия и монографии, периодика, материалы сети Интернет, внутренняя документация объекта исследования.
Понятие, сущность И ЗНАЧЕНИЕ коммуникаций в УПРАВЛЕНИИ организациЕЙ
- Коммуникации и их значение в системе управления
- Основные этапы и элементы коммуникационного процесса
- Коммуникационные сети, их виды
- Управление связями с общественностью как внешний метод общения организации
- Внутренние методы коммуникаций и их характеристики
- Международные коммуникации и тенденции их развития
- Организационно-экономическая характеристика ООО Юго-Запад
- Анализ этапов коммуникационного процесса в воронежском филиале ООО «Юго - Запад»
- Основные направления совершенствования коммуникационного процесса в организации